"Проповедь и проповедники" | Епископ Сергей И. Николаев

Вторая половина XX столетия была ознаменована появлением на Западе огромных мега  церквей, нередко превышающих по численности 10 – 20 тысяч человек. Можно по разному объяснять этот феномен, как с точки зрения закономерностей церковного роста, эффективного управления, нахождения своеобразных ноу хау и совершенно уникальной работы Духа Святого при конце времени.

Епископ Сергей И. НИКОЛАЕВ

"ПРОПОВЕДЬ  и  ПРОПОВЕДНИКИ"

Размышления о выборе наших реальных христианских ценностей, сегодня...

И то, что слышал от меня,

передай верным людям,

которые бы и другим передать смогли.

Вторая половина XX столетия была ознаменована появлением на Западе огромных мега  церквей, нередко превышающих по численности 10 – 20 тысяч человек. Можно по разному объяснять этот феномен, как с точки зрения закономерностей церковного роста, эффективного управления, нахождения своеобразных ноу хау и совершенно уникальной работы Духа Святого при конце времени. Я думаю, что все объяснения и теории роста имеют право на существование. Тем не менее хотелось бы не пройти мимо обыкновенного человеческого фактора во всем этом, с точки зрения законов ораторского мастерства и синтеза понятий – проповедь и проповедник[1].

Многотысячные евангелизационные крусейды повсеместно в мире сегодня, служение больших церквей породили своеобразный жанр обращения к слушателям и общения со слушателями. Этот феномен уходит корнями в риторику древнего Рима, в искусство ризонной речи в парламентских республиках, в непревзойденный талант вербального слова Чарльза Сперджена – того самого, который был титулован королем проповедников в Великобритании. Адвокатские приемы в истории мировой юриспруденции, включая Россию, в удивительном таланте актеров театров и конечно же в доведенном до совершенства с точки зрения воздействия на слушающих проповеднический опыт значительного числа церковных проповедников современности[2].

Но прежде чем мы начнем беседу по заданной теме, хотелось бы определиться, чтобы иметь единую точку отсчета, с понятием гомилетика, которое наиболее часто фигурирует в определении проповеднического мастерства служителя церкви – пастора, учителя, евангелиста, священника, пророка... Проповедник – это глашатай, осознанно для себя и творчески для слушающих передающий (в церковном контексте) величайшую историю, могущую изменить человека и его естество, совершенно перевернув при этом всю окружающую его жизнь![3]

Гомилетика – это прежде всего НАУКА, определяющая процесс подготовки, произнесения проповеди и реального воздействия на слушающих[4]. Она включает в себя целый комплекс понятий и определений, связанных с интерпретацией (объяснением) Священных Писаний, и соотнесением этого Слова Божия с духовной жизнью человека и окружающей его действительностью.

Существует, однако, существенное различие между понятиями: «Наука о проповеди» и «Искусство  проповеди».

Под «наукой» подразумевается нечто, что  возможно обрести как «знание». Под «искусством» подразумевается возможность донесения и соотнесение этих знаний с конкретным объектом, с целью использования  в практической жизни. Одно дело иметь теоретическое знание предмета и совершенно другое – уметь применить эти знания наилучшим образом в своей жизни или для распространения этих ценностей среди других людей. Безусловно, это искусство или умение – мастерство, приходит во многом чрез Богом данный талант, огромный труд  и  посвящение.

Три ключевых понятия необходимо иметь в виду, ясно понимая и сохраняя их различия, когда мы говорим о гомилетике:

• Дарование происходит от Бога и, к сожалению, а может быть, к счастью, оно либо есть, либо его нет!

• Знание обретается через посредство молитвенного, концентрированного и усвояемого ИЗУЧЕНИЯ Писаний – Слова Божия.

• Возможность  развивается тогда, когда дар и знание употребляются в атмосфере духовного восприятия (Еф. 4:11–12; 1 Тим. 1:6; 1 Пет. 4:10).

Проповедь — это речевое донесение слушателям Библейской истины (какой она является в Библии!)[5], таким путем, который находит место Слова Божия в реальной жизни сегодняшней людей.

Наиболее приемлемой сегодня является следующая  точка зрения на греческое слово “HOMILLIA”: это сочетание двух слов: «Homos», означающее «сказать, говорить» и  «I l l a» ,  означающее «группу людей, народ».

Другими словами, проповедь –  это «обращение к группе людей» с вестью, достойной внимания. Какая весть, какое событие  в истории человечества может быть более важным и волнующим, чем история Иисуса Христа из Назарета и Его Благая Весть Спасения людей! Но как проповедовать – без проповедника?

Одного ученика спросили в школе: «Что такое сельское хозяйство». Подумав немного, он ответил: «Сельское хозяйство — это нечто похожее на фермерство, только фермерство и делает(материализует) это!»

Проводя аналогию, и мы, посему, можем констатировать: «Гомилетика — это нечто похожее на проповедь, только проповедь осуществляет  её!».

При этом, однако, надо всегда помнить, что гомилетика включает в себя еще и размышление о духовных качествах проповедника, о важности правильной подготовки будущей проповеди, включая ее организацию и раскрытие содержания, а также в равной мере означает и обеспечение эффективной презентации произносимой проповеди для восприятия  слушающими.

Прежде чем говорить о принципах построения проповеди и работы над ней, давайте внимательно рассмотрим и  определим, что же является самой сущностью проповеди, ее фундаментом и основным  предметом.

Библия — авторитетный предмет проповеди

Библия должна быть принята и рассматриваема как  Слово Божие — Слово, о котором Павел писал Тимофею: «Проповедуй Слово» (2 Тим. 4:2)[6].

Хотя со времен Реформации среди христиан идет много различных дискуссий: хронологических, исторических, жанровых, лексических и т. д., для большинства верующих людей нет вопроса, является ли Священное Писание Божественным откровением.

Большинство исповеданий веры включают в себя ясное заявление о богодухновенности Священного Писания и с него, как правило, начинается  любое вероучение[7].  И потому, как Слово несет в себе веру, спасение и наставление —

Библия является величайшим  авторитетом церковной проповеди.

Прежде своего ухода с земли Иисус сказал своим ученикам: «Как послал меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Поэтому каждый христианин является посланником избранным, призванным, обладающим повелением и оснащенным своим Господом продолжать дело Его в этом мире, который отверг и распял Его, и который в ответ на проповедь о спасении, отвергнет и тех, кто носит имя Христа.

Самое важное дело на земле есть дело Божие. Да поможет нам Господь, делать Его дело в нашей жизни хорошо, чтобы был прославлен Царь царей и Господь господствующих, наш Спаситель Иисус Христос, в служение Которого мы с вами призваны (Ин. 13:13–15)[8].

Сущность проповеди

Проповедь – Это форма провозглашения и преподнесение Истины Писания с желанием и целью спасти, научить или обличить слушателя. Дело в том, что реакция на истину может быть различной, ибо у каждого человека своя правда, и по ней он выстраивает свою жизнь, но истина – только одна, и она – в Слове Иисуса Христа Спасителя человеков!

Речевое обращение. – Это не то, что аудитория сможет прочитать, а то, что она должна услышать. Поэтому очень важно, чтобы произносимое Слово было внятно, доступно и приемлемо в плане качества разговорного языка (без так называемых сорняков: «так сказать», «ну как ее», «это самое» и т. д.).

Обратите внимание на классический пример проповеди в Ветхом Завете – Неем. 8:8 - «Читали…внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал  прочитанное»[9].

Откровение Божие (Истина) Апостол Павел говорит, что являет собой проповедь для него лично[10]. Проповедник не является посланником, чтобы перестраивать общество или менять политические системы. Он послан для того, чтобы возродить это общество, подвигнуть его к Богу и дать возможность Богу, измененными Им людьми изменять жизнь вокруг к лучшему, наиболее приближенному к оригиналу творения! Это возможно только через проповедь живого Слова, Истины Божией[11].

Проповедник – это глашатай истины, призванный возвещать ее во время и не во время! Пророк Иеремия в 23:28 говорит: «Пророк, который...»

Христос является мощным магнитом Сам Собою, поэтому нет надобности «украшать» Слово[12].

Вознесите, покажите Христа перед глазами людей — и Он завладеет ими, и привлечет их к Себе! Посему и проповедь, наполненная Христом, является самой совершенной. И проповедник также, в свою очередь, должен быть наполнен Христом и Его святым Словом.

Однажды об одном проповеднике сказали: «У него всего только две небольшие проблемы. Первая — он не смог донести Слово до людей; и вторая — ему нечего было доносить»[13].

Процесс  донесения  Слова. – Проповедь строится на трех весьма важных основных законах, пренебрежение которыми обязательно сказывается на  мере эффективности ее влияния на слушающих. Хотелось бы обратить ваше внимание на них:

1. Риторика (ораторское мастерство). Сущность ораторского мастерства заключается в том, чтобы нужные слова встали на правильные места. Это искусство использования слова и мастерство владения языком. Оратор — это мастер речи.

1. Грамматика (знание языка). Имеет дело с выбором слов и формулировкой  употребляемых предложений  для наиболее эффективной передачи сущности проповеди, а также правильного(понятного слушателям) произношения этих слов и речевых оборотов.

1. Логика. Это сбалансированное использование мысли и сил. Она включает в себя рассуждения и аргументацию, которые  основаны на доброй солидной почве и верно сориентированы в динамике подачи и логического развития темы – в направлении от меньшего к большему и от простого к сложному.

Можно констатировать: Проповедник должен проповедовать ясно, грамотно, логически, достигая сознания слушающих и обогащая каждого из них познанием о Боге, о себе самом, о спасение во Христе Иисусе, который является Центральным и Ключевым предметом проповеди. Ожидая от слушающих принятия Истины, умиления сердца, изменения взглядов, исправления жизни и возрождения от Духа Божия.

Сакраментальное значение проповеди

Тайна произносимого Слова.

Прочитайте Евангелие  от Иоанна 1:1–5. В «Слове» (греч. «логос») – имеет место – действие. Провозглашение СЛОВА – проповедь несет в себе определенное действие, ставя человека перед лицом тайны Божией (истины)[14]. Посему результатом проповеди или провозглашения Слова — является вера (Рим. 10:17).

Действительно, ПРОПОВЕДЬ, Благая Весть спасения, – это представление слушателю Христа – умершего, воскресшего, грядущего, раздающего дары, благословляющего Духом Святым тех, кто принимает Слово, и предупреждающего о суде грядущем тех, кто отвергает Слово благодати.

Истинная проповедь — не предполагает чувственных излияний или нравственных рассуждений о том, «что хорошо и что плохо». Она требует от слушателя послушания веры в отведенное ему время, называемое ЖИЗНЬ![15]

Миссия посланничества и власть от Христа через Церковь

В Послании к Римлянам 10:15 апостол Павел пишет: «… Как проповедовать, если не будут посланы?» Очень важно отметить, что Слово человеческое (проповедь) становится Словом Божиим через посланничество. В этом весь смысл МИССИИ [16].

Апостол Павел пишет: «Как бы  Сам Бог увещевает через нас» - (2 Кор. 5:20).

Проповедник становится глашатаем Истины, возвещая Слово точно и аккуратно. И апостол искренне радуется, даже если Слово проповедуется притворно (скорее – небескорыстно), ибо и при этом – Христос возвещается. Могущество силы присутствующего в проповеди Христа делает ее мощным и совершенным инструментом. Когда главным и существенным основанием проповеди является Сам Иисус Христос, тогда все остальное в ней будет трансформировано этой творческой силой присутствующего Логоса. А добавления – где, как, зачем, почему, кто, что и ради чего – отступают, будучи оставленными для испытания своей реальной ценности огнем в день оный!

Посланничество и назначение проповедующего не в том, чтобы определять времена и сроки, не в том, чтобы определять судьбы людей по ту сторону жизни. Его назначение явить ИСТИНУ и СПАСИТЕЛЯ в Своей безусловной любви к человеку – погибшему во грехах, потерянному в круговороте жизни и лишь только мечтающему и надеющемуся на чудо этой всепоглощающей любви Божией!

С первоапостольских времен Церковь заботилась, чтобы Слово проповедовалась в мире, чтобы в людях зарождалась вера, могущая спасти верующего! Для этого  и направлялись миссионеры на проповедь[17].

Авторитет проповедника.

Он исходит не от знаний, не от положения в обществе или в церкви, а от  Самой Вести, им провозглашенной. Авторитет и власть проповедующего не в том, что Он служитель. Скорее – он служитель потому, что возвещает Слово, имеющее авторитет и власть. Обладая такими гарантиями свыше, проповедник должен проповедовать с дерзновением! (Деян. Ап. 2:29, 4:13, 29, 31).

Человек, который верит в то, ЧТО он проповедует, имеет влияние на людей силою Духа Святого, соединяясь с небом. Тогда истина говорит сама за себя.

• Проповедник должен иметь призвание от  Самого  Господа[18].

• Проповедник  должен проповедовать Слово во время и не во время.

• Идеалом проповедника должен быть Сам  Иисус Христос.

И в силу этого не только слово проповедника является Словом Божьим, но и жизнь его становится тайной Божией в действии. Апостол Павел говорит 2 Кор. 4:12: «Смерть действует в них (проповедниках), а жизнь в слушателях, кому они проповедуют».

Глашатай Истины – КТО ОН?

Его определение

Посланник Божий – это тот, которого послали и наделили мандатом посланничества. Посланник не имеет право говорить от себя, он говорит от имени пославшего его. В его функции не входят рассуждения на тему послания, он призван послание передать.  Он обладает авторитетом пославшего, но одинаково и ответственен за точность послания!

Имеющий дух пророчества – это качество, которым наделяет посланника Пославший. Он даровал посланнику Слово, должное стать реальной силой в напоминании миру о грехе, о суде и о милости Божией. Чтобы говорить об этих духовных категориях, необходимо иметь помазание от Духа Божия. И говорить не словами человеческой мудрости, но будучи наполненным Словом Истины.

Соработник у Бога – выполняющий возложенную на него Богом миссию. Он член команды Бога Живого и Сына Его возлюбленного. Он представитель Царствия Божия, и больших интересов у него нет. Он на это призван, для этого экипирован, в соответствии с этим и ради этого он строит всю свою жизнь, сущностью которой является Христос, пославший его и определивший быть свидетелем Ему![19]

Особые характеристики проповедника

Человек Божий – это прежде всего человек, возрожденный от Духа Божия. Он не только слышал об этом – он сам является таковым, он пережил в своей жизни чудо нового рождения. Его сопричастность к Богу формируется не только желанием служить, но более всего искренней, сыновей любовью к Своему Спасителю Иисусу Христу. Он любит, потому что прощен, потому что помилован, потому что испытал любовь Отца к себе – недостойному, падшему и погибшему грешнику! И он уверен в этом своем спасении. Он пошел за Христом не потому что так надо, а потому что без этого он не может представить себе дальнейшей жизни. Он ответил на призыв и не мог иначе. Испытав в своей жизни великую любовь Христову, он любит людей, которые окружают его, желая помочь им обрести спасение их души[20].

От всего сердца он желает походить на своего Небесного Учителя и посему ведет чистый и безукоризненный образ жизни, памятуя, что потому, как он живет и как  служит, будет воспринимаем образ Того, о Ком он возвещает.

Духовно сформированный к исполнению служения. Прежде всего, это служитель, понимающий меру ответственности в своем посланничестве перед Богом и людьми. Его облик связан со стремлением к чистоте и святости. Нет, он не совершенный человек, но стремящийся к тому, чтобы достойно являть образ Пославшего его. Проповедник Евангелия – это тот христианин, который не мешает людям приходить к Богу! Он отзывчивый и дружелюбный, он ненавидит грех, но бесконечно любит грешника, видя для него пути избавления от рабства греха! Это человек, не полагающийся на собственные силы, но ощущающий полную зависимость от Бога во всем – он нищий духом, чтобы жить и дышать Своим Господом. Проповедник – это сосуд, годный к употреблению и востребованный;  он – душа церкви Христовой, к  нему тянутся верующие люди![21]

Профессионально подготовленный человек. Многие проблемы нашего общества были и остаются в том, что «кто был ничем» так и остался «никем», напрасно ожидая чуда превращения из ничего во всё! «тот станет всем!». Каждый должен заниматься своим делом. Было бы странным просить совета об экономической целесообразности инвестирования государственной казны у водителя троллейбуса или у постового милиционера! Даже при всей эрудиции последних странностей оставалось бы немало. Служением должен заниматься человек, профессионально подготовленный к этому. Зачем люди учатся в университетах и институтах – чтобы быть специалистами в определенной области знаний. Чтобы быть хорошим проповедником надо изучать теологию в соответственном учебном заведении. «Нет-нет», – возразит кто-то –  «Ведь апостолы были рыбаками и они академиев не кончали!» Да, но три с половиной года они были студентами в частном мастер-классе у Сына Божия, с занятиями теоретическими и практическими! Кто им открывал тайны Царствия? Они нередко проваливали экзамены – то огонь с неба норовили низвести, то рядом со Христом в Царствии Небесном сесть, ну а проблема первенства – тут вообще без вопросов! А Он их учил. С терпением, с улыбкой, заставлял переделывать домашние задания, исправлять ошибки, а однажды вообще дал им принципиальный тест, спросив, – может быть, им уже нет нужды учиться. Помните, когда многие отошли от Него, Он спросил у двенадцати:  «А вы не хотите отойти от Меня?»

Сегодня Учителя нет среди нас физически, но есть труды Его последователей, целых поколений подвижников и христианских мыслителей, изучая которые, многому можно научиться. И вопроса о замене Слова Знанием просто не должно существовать. Он возникает только в головах у лукавых бездельников, которые всю жизнь норовят изловчиться и поймать заветную щуку из пруда, чтобы потом, сидя на печи, въехать в храм и поучать всех как надо жить! Апостол Павел был прекрасно образованным и профессионально подготовленным человеком и это не замедлило быть весьма явным  – 16 книг Нового Завета принадлежат его перу!

Проповедник должен знать Библию, предмет своей проповеди, понимать не только букву но и дух Писаний, уметь доходчиво объяснить людям текст Библии. А для этого он сам должен быть вечным студентом Слова, подлинным книжником, изучающим и живущим им!

Весьма организованный человек. Это проповедник, для которого организованность и ответственность являются частью дела, которому он служит. Он организует не только свое служение, но и весь круг жизни  – в семье, в церкви, в молитве, в каждой детали жизни. Он не имеет права жить по принципу «как Бог даст» – Бог ничего и никак не дает тем, кто делают дело Божие небрежно! Служитель должен понимать ценность времени и уметь целесообразно использовать его, памятуя, что очень часто другой возможности у него не будет. Время, как и все другое, поддается планированию и рациональному использованию. Нерадение на этот счет порождает хаотичность в делах. А Творец, напротив, – из хаоса создавал порядок и устройство! Тщательная подготовка к служению – значительнейшая часть его успеха проповедника. Король проповедников Чарльз Сперджен говорил своим студентам: «Один час подготовки — на каждую минуту проповеди». Возможно это слегка утрированно, но в сущности своей весьма близко к истине! Ответственность проповедника и его отношении к своему здоровью. Ветхий Завет учит о том, что священник в народе должен быть без изъяна, то есть физически крепкий и здоровый человек. Трудно сегодня должно быть найти такового, но и это является важной характеристикой служителя Божия. В здоровом теле – здоровый дух, а почему-то отнюдь не наоборот. Умеренность в еде, в поступках, в досуге и прочее – это все атрибуты сохранения здорового духа, столь важного для служения.

Образованный и высоко культурный. Чтобы быть гражданином России или какого-то другого государства, необходимо знать язык и культуру своего народа. Чтобы быть эффективным проповедником, необходимо разговаривать со слушателем на понятном языке. Для этого необходимы многогранные познания жизни, культуры, истории народа, которому служишь. В этом, как ни в чем более, проявляются такт и добрый тон проповедника Слова. Вопрос образованности и интеллигентности, – это не только вопрос наличия диплома об образовании или представления об этике поведения. Это тот комплекс духовной цельности, который создает достоинство человека и делают его предметом примера и подражания. Апостол Петр был обыкновенным галилейским рыбаком, но его духовная цельность, его понимание реальных ценностей внутри своей культуры и за ее пределами, воспринятые у ног Самого Господа, стояла значительно выше его современников, и люди тянулись к нему.

Образование как самоцель порочно, так как несет в себе элемент эгоцентричности. Образованность и культура для служения окружающим – в этом призвание проповедника. Своей ПРОПОВЕДЬЮ – проповедник ВОЗВЕЩАЕТ ИСТИНУ, ОТКРЫВАЕТ ХРИСТА и ОТВЕЧАЕТ на ВОПРОСЫ, которые имеют его слушатели. Образ Христа становится привлекательным или отталкиваемым! Истина становиться вожделенным желанием жизни или еще одной, чьей-то правдой! А ВОПРОСЫ без ОТВЕТОВ как болезнь невыговоренного сердца, приводят к разочарованию и духовной болезни.

И еще одно очень важное и отнюдь не последнее: проповедник Слова – это непрестанно молящийся Богу человек! Успех служения зависит не от количества прочитанных книг, хотя в этом есть безусловная польза, а в количестве времени, проведенном в беседе с Богом. Служение – это откровение, это видение, данное Богом Своему посланнику! Мы можем осуществить лишь столько, сколько мы видим, а видим мы столько, насколько открывает нам Бог. А открывает нам Бог настолько, насколько мы готовы провести времени в общении с Ним. Бог не пользуется небесным телеграфом и не посылает нам электронные письма. Он беседует с нами, когда мы находим время для Него! И не надо оправдывать себя тем, что загруженность служением отнимает время для молитвы. Вы знаете, что это лишь отговорка. Брось служение и склонись перед Богом! Послушай – Ему есть что сказать тебе![22]

Кто-то сказал: «Много молитвы – много СИЛЫ!» А я готов добавить – «Мало молитвы – НЕТ СИЛЫ!» Молитвы о служении, о каждом аспекте его, молитвы о семье и с семьей, молитвы о церкви и с церковью, молитвы о каждой мелочи жизни – всего этого ждет от нас, проповедников Слова, Пославший нас благовествовать!

Заканчивая свои размышления, мне хотелось бы положить на сердце всем проповедующим Слово и желающим проповедовать следующее: ПОМНИТЕ: проповедник несет ответственность за то, что сеется, что взращивается и как формируются духовно в сердцах людей, слушающих его!

От наших слов зависит рождение здоровых и духовно больных людей, нашими словами формируются красивые и уродливые судьбы, нашими словами мы отправляем одних с надеждой к жизни, других с совершенной обреченностью в сердце.

Дайте людям надежду, подарите им еще один шанс на жизнь! Не торопитесь ставить точку там, где Спаситель поставил лишь запятую! Не спешите лишать благодати того, кого Бог желает простить и спасти!

Так делал Наш Учитель, к этому призвал он Своих благовестников! Чтобы окружающие  и слушающие нас люди могли прославить Бога за услышанное Слово и сказать в наш адрес: «Благословенны стопы благовестника, благовествующего нам мир!»

(Продолжение в следующем номере)

________________________________________

[1] Как бы ни закономерны были все теории роста и умножения церкви, эффективного управления и корпоративного мышления, в конечном итоге зависимость финального продукта во многом зависит от проповедника церкви, его взаимоотношений с Богом и паствой, его умением найти Богом показанную струну, прикосновение к которой дает тот самый феноменальный успех, ярко выраженный в служении таких великих проповедников современности как Билли Грейм, Орал Робертс, Рейнхольд Бонке, Йонги Чо, Роберт Шуллер... патриарх Алексий II, Папа Иоанн Павел II, митрополит Антоний (Блюм), митрополит Кирилл (Гундяев), протоиерей Александр Мень и многие другие служители.

[2] У каждого из них была или есть своя удивительная манера и свой, небом врученный золотой ключик к сердцам слушателей. Они обращались к людям и определяли тот круг вопросов, которые и были предметом духовного поиска людей: у Б.Грейма – мир с Богом; у О. Робертса и Катрин Кульман – исцеление от болезней; у Иоанна Павла II – назначение церкви и христиан в мире; у Р. Шуллера – сила позитивного мышления; у митрополита Антония – таинство молитвенной жизни; у Александра Меня – приобщение к христианской культуре; у митр. Кирилла – желание современного человека воцерковиться; у Патриарха Алексия – определить место церкви в современном обществе.

[3] Дело в том, что проповедник - это не чтец, кантор или лектор, читающий чье-то послание или передающий содержание литературных памятников. Определение Св. Писания -

[4] Можно было бы пойти и далее, так как  проповедь определяет и последующие изменения в жизни слушающих. Христос сказал: «Вы познаете ИСТИНУ и истина СДЕЛАЕТ вас свободными!» В проповеди заложен механизм трансформации человека под действием истины, содержащейся в Слове.

[5] Большое искушение в свободной интерпретации Библейского текста или понятия сегодня. Однако текст, на котором строится проповедь, имеет только один смысл, и он заложен в него изначально. Чтобы понять его, необходимо обратиться к источникам, дающим ясное представление о том, что этот текст означал во время его написания или произнесения. Иначе будет свободная интерпретация или...синкретивная спекуляция.

[6] В современном критическом богословии прослеживается тенденция превратить Библию в литературный памятник. Либеральное богословие пыталось смягчить эффект восприятия библейских повествований в жизни людей, сведя его к нравственному обновлению общечеловеческих ценностей. Постмодернизм определяет Слово как некий полезный эталон, который вписывается в мой личный духовный кодекс, не вступая в конфликт с совестью и жизненным укладом. Библия превращается в обыкновенную историю, как тысячи других, если ее истина вступает в конфликт с моей совестью, мешающей мне жить, как я того желаю...

[7] Лондонское баптистское вероучение 1677 года начинается так: «Священное Писание является истинным, достаточным, полным и неизменным Правом всякого спасающего Знания, Веры и Послушания». Или, например, 2 –е  Гибритик исповедание  1566 года: «Мы веруем и исповедуем Канон Священного Писания святых пророков и апостолов Ветхого и Нового Заветов, как истинное слово Божие, данное человечеству...»

[8] Ин. 13:13–15

[9]Хотелось бы особенно обратить внимание на слова «народ понимал прочитанное». Слушатели осознанно воспринимали Слово. Оно было отражением их чаяний и ответом на их вопросы. Они знали, что теперь делать. Удивительно, что сегодня очень редко можно услышать в проповеди ответ на чаяния сердец слушателей, а вопросов, на которые  хоть как-то даются ответы, у слушателей просто НЕТ! О каком изменении жизни можно при этом говорить!

[10] 1 Кор. 15:1–5.

[11] Ибо и тварь совокупно стенает, желая возвращения в оригинальное состояние, где не было места греху. Обращение к Истине делает человека свободным от греха и его силы, поработивших человечество и наложившего свою печать на порядок жизни и ценностей1

[12] Желание украшать Слово явление нездоровое! Невозможно сделать лучше то, что есть совершенство. Д-р Бизли Марри, Принципал колледжа им. Ч. Сперджена в Англии говорил: «Самая лучшая проповедь Евангелия – это само Евангелие». Не надо помогать своими ничтожными силами суперсиле! Иисус сказал «... когда Я буду вознесен от земли, ВСЕХ привлеку к себе» (Ин. 12:32).

[13] В свое время я довольно часто путешествовал по Прибалтике. Вспоминаю один случай в церкви Олевисте в Таллине. Однажды магистра Освальда Тярка, пастора этой церкви  спросили: «Почему вы не даете возможности проповедовать брату К. Он, бедный, уже так измучился.», на что мудрый брат Тярк ответил: «Сейчас он мучается один, а когда проповедует, — мучаются тысячи людей». Если Слово Божие не является откровением Божиим для нас, лучше молчать!

[14]«Слово Божие есть меч обоюдоострый, проникающий до разделения души и тела, составов и мозгов и судит помышления сердечные!»

[16] Мандат миссии принадлежит пославшему, и в этом мандате посланничества имеется залог успеха осуществляемой миссии.

[17] Обратите внимание: «миссия» в первозданном своем значении — это просто посланничество  на проповедь Евангелия. И мандатом этого посланничества владела Церковь.

[18] Почему в церквах сегодня так много проблем? Потому что многие СЛУЖИТЕЛИ ЦЕРКВИ: пасторы, проповедники, учителя, миссионеры  стали таковыми «по профессии», а не по призванию Божьему. Когда есть призвание, — тогда есть помазание. Призвание — это не дар и не талант — это смысл жизни! Когда Бог призывает,  тогда Бог дает помазание Духа Святого, Силу Духа Божия —  для совершения этого призвания.

[19] 1 Кор. 3:9; 2 Кор. 2:14.

[20] Можно любить проповедовать и не любить души, Христова сострадания, правильного понимания цены и значения души.

[21] Вспоминаю, как одна история, услышанная мною в молодые годы совершенно изменила мое представление о служение. Эту притчу поведал один старый и опытный служитель Божий. На вопрос о взаимоотношениях пастора с паствой он сказал: «Пастырь должен иметь овечий дух! Он должен пахнуть, как овцы, он должен быть с ними одно – тогда они потянуться к нему и будут послушными. А если дух другой не будет ни овец, ни пастыря!»

[22] Помню во время тяжелейшего переживания в своей жизни – страшной автокатастрофы я не переставал задавать Богу один и тот же вопрос: «За что, почему!» Господень ответ был удивително точным: «Ты все время занят служением, что у нас нет времени поговорить! Вот Я и устроил все так, чтобы мы смогли немного пообщаться!» Это общение продолжалось 18 месяцев, но после, на костылях и с палочкой, я стал другим человеком, получившим от Господа благословение и видение. Могло ли все быть по-другому? Уверен: могло бы, если бы я глубже знал или был научен важности разговора с Богом.