"Средства массовой информации как место возможного диалога христианских конфессий" | Сергей Фоменко

Информация как одно из непременных составляющих человеческой цивилизации и культуры существует столько времени, сколько существует на земле человек. И первым ее, если так можно выразиться, «техническим средством» стал человеческий язык.

"Средства массовой информации

как место возможного диалога христианских конфессий"

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть,

и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".

Ин.1:1-6

Информация как одно из непременных составляющих человеческой цивилизации и культуры существует столько времени, сколько существует на земле человек. И первым ее, если так можно выразиться, «техническим средством» стал человеческий язык. Поскольку язык представляет собой воплощение мысли, то позволительно будет назвать информацию существенной частью человеческого мышления и одновременно способом передачи от личности к личности, от общества к обществу, от поколения к поколению многообразных сведений и разностороннего опыта, в том числе религиозного. В протоведическую эпоху устная речь – слух, весть о событиях ближних и дальних в пространстве и во времени – была одним из главных, но не единственным видом и средством массовой информации. Изобретение письменности существенно изменило и расширило информационные возможности. Древние слова «весть», «вести», «вещание» из времен языческого существования славянства сохранились и были использованы потом в многоразличных переводах Евангелия и богослужебных книг. Хотя свидетельство о Спасителе мира является, безусловно, важной и значительной информацией, информацией, изменившей судьбы миллионов людей, утверждать, что русский народ получил письменность только одновременно с Крещением и с пониманием того, что Евангелие и есть в переводе с греческого «Благая Весть», было бы исторически не верно. В. Н. Татищев предполагает, что «подлинные же славяне задолго до Христа, и славяноруссы собственно до Владимира, письмо имели, в чем нам многие древние писатели свидетельствуют»( А.И. Асов Славянские руны и «Боянов гимн». Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Вече, 2ОО2. – 4З2 с., илл.( Великие тайны), с.ЗЗ2). Русская царица Екатерина Великая придерживалась того же мнения, говоря: «Однако же по сказаниям Несторовым и иным видно, что славяне задолго до Нестора письменность имели, да оные утрачены, или еще не отысканы и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели» (А.И. Асов, Указанные сочинения, с.ЗЗ2)

В свете последних открытий мы вынуждены признать неоспоримый факт того, что славяне умели писать рунами еще в глубокой древности. Найден рунный свиток с гимном великого песнопевца Бояна из русколанского рода Белояров. Этот памятник рунической письменности, созданный в IV веке н.э. в легендарной Словении, является одним из главных открытий последнего времени в отечественном славяноведении. Найденные в Новгороде берестяные грамоты свидетельствуют о начатках средств массовой информации у наших предков.

Истоки письменности. Были у предков славян письмена, которые можно смело назвать протописьменностью. По археологическим данным, самыми древними являются так называемые винчанские письмена (1У- У век до нашей эры). После периода пиктографических, иероглифических и слоговых письмен настал период рунического и буквенного письма. Скорее всего, древние славяне использовали этрусские письмена. По крайней мере, часть этрусков говорила на близких к славянским языках. На смену винчанцам, трипольцам и прочим пришли киммерийцы и скифы во II тысячелетии до н.э. и тоже принесли с собой письмена. Скифы писали на быстро разрушающемся материале. Поэтому от них мало что осталось. Древние авторы ясно повествуют нам, что скифы имели письмо.

Их совсем не удивляло наличие в те давние времена литературы у праславян. Так, поэмы праславянского жреца Дореса(II тыс. до н. э.) о Троянской войне сложены за пять столетий до Гомера(XIIIв. до н.э.) и имели в славяно-скифских землях большую популярность, чем поэмы Гомера и после. Письмена скифов во времена античные никого не удивляли. Они использовались при переписке и были понятны многим народам античного мира. Согласно Геродоту, царь скифов Иданфирс вел переписку с царем Дарием. Писал на нескольких языках скиф Анахарсис, один из семи мудрецов древности. И таких свидетельств знания древних языков и переводов на греческий со скифского немало. В более близкие к нам времена св. Иоанн Златоуст(V в. н.э.) писал, что сарматы, под которыми он разумел уже собственно славян, перевели на свой язык Библию: «сарматы и тавро-скифы переводят Св. Писание каждый на свой язык, философствуя об этих святых словах».(А.И Асов., Указ. Соч., с.З48) Значит, были и письмо, и грамматические школы, и богатая литературная традиция для сего святого дела. Ведь речь идет о временах Буса Белояра и Кия! Имеются свидетельства об эволюции раннего письма и его реформаторах – как ведических, так и христианских. Первым реформатором письмен был скиф Этик, реформировавший скифский алфавит, живший в IVв. н.э. и родившийся в Истрии, т.е. в Подунавье. Его труд о космографии перевёл( на латынь) св. Иероним в том же IV веке. (А.И Асов., Указ. Соч., с.348) Очередная реформа письмен в славяно-скифских землях совершилась в VIII веке, за сто лет до Кирилла и Мефодия. В одной из Новгородских летописей, известных по пересказу Н. М. Карамзина (История государства Российского, кн. 1, прим. 532) указывается: «ведати подобает, яко Словено-Российский народ в 790 г. от Р. Х. начат письмены имети; зане царь гречский брань с словенами имея и мир с ним содела, посла им в знамение приятства литера, сиречь слова азбучные. Сия от гречского писания вновь составиша ради славян : и от того времени россы начали писания имети» (А.И Асов., Указ. Соч., с.349) Протоиерей о.Стефан(Ляшевский), автор книги «История христианства в земле русской» (Балтимор, 1968), решил, что реформу 790 года свершил тавро-скиф св. Иоанн Готский, бывший тогда епископом Тавро-Скифии. По его мнению, именно сии «Иоанновы письмена» потом, спустя семь десятилетий, изучал св. Кирилл в Хорсуне.(А.И Асов., Указ. Соч., с.349) Однако в Новое время взаимоотношения религиозного сознания и средств информации изменились и осложнились. Секуляризация русского общества в XVIII - XIX веках привела к появлению информации антиклерикальной, а со временем прямо антирелигиозной. Изобретение новейших технических средств, газеты и журналы с их массовыми тиражами, радио и в особенной степени телевидение в последние несколько десятилетий существенно уплотнили так называемое «информационное поле». К концу столетия оно стало настолько активным, агрессивным и «пестрым» по содержанию и целям, что у значительной части человечества появилась новая задача создания средств защиты от излишних и нежелательных информационных потоков. Действительно, то, что сейчас исходит с телевизионных экранов, из радиоприемников, со страниц огромного количества газет и журналов в большинстве своем отнюдь не направлено на укрепление религиозных, культурных, нравственных и национальных ценностей и традиций. Разрушительные тенденции особенно видны на телевидении - по той простой причине, что светящийся экран вошел сейчас под кровлю едва ли не каждого дома, играя в нем все большую и большую роль.

Средства массовой информации, чаще называемые просто СМИ, в результате чего значимость этого явления как бы отходит на второй план, стали неотъемлемой частью нашего существования. Зачастую мы даже не осознаем, что нас так привязало к телеэкрану, сделав буквально физически зависимыми от него, или почему особенно молодежь и дня не может обойтись без выхода в Интернет. Невозможно представить себе жизнь без телевизора, который, например, в российской глубинке, кроме слухов, конечно, является единственным средством связи с остальным миром, без радио, а еще газет и журналов… Многие из нас попросту не задумываются, насколько велико значение средств массовой информации, скрываемых за аббревиатурой СМИ.

Самые первые периодически издаваемые газеты («газета» – венецианская монета, стоимостной эквивалент прототипа газеты – листка с информацией) появились в начале XVII века; это время принято считать временем рождения журналистики. В 1609 году в Германии в городах Страсбурге и Аугсбурге, затем в Англии и Франции, а спустя век и в России (1703 год – газета «Ведомости») вышли в свет первые средства массовой информации, сразу став мощным орудием в руках того, кто ими владел.

Огромная сила воздействия, которой обладали СМИ, была по достоинству оценена известными историческими личностями прошлого. Например, великий стратег, полководец, покоривший полмира, – Наполеон Бонапарт уже в начале XIX века, осознавая силу воздействия СМИ на общество, говорил: «Четыре газеты могут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия».

С появлением радио, которое практически сразу приобрело, благодаря возможности широкого охвата аудитории, большую популярность (как у общества, так и у власти), радиопередачи стали активно эксплуатироваться заинтересованными кругами. Например, в течение Первой мировой войны, первыми оценив возможности радиовещания, японцы использовали его в пропагандистских целях. Не стоит ходить далеко, вспомните, какие чувства вы начинаете испытывать, когда слышите голос Левитана или похожий на него, произносящий: «От советского информбюро…», и только приходящее несколько секунд спустя осознание, что Советского Союза уже не существует, спасает от ощущения приближающейся катастрофы. В качестве подтверждения силы радио приведем случай, произошедший в конце 30-х годов XX века в Америке. В те времена большой популярностью пользовались радиопостановки. Во время трансляции радиоспектакля по мотивам романа «Война миров» Герберта Уэллса, в котором для повышения интереса со стороны публики вымышленные названия местности, где происходит действие, заменили на реально существующие американские города и населенные пункты, произошло настоящее событие. Американцы, слушавшие радиопостановку не с самого начала и не знавшие, что это постановка романа, услышав «репортаж о приземлении инопланетян», выбегали из домов в страшной панике, решив, что на Землю действительно напали представители инопланетной цивилизации.

С приходом телевидения в дома, произошла информационная революция, влияние которой продолжает распространяться до сих пор (несмотря на то, что прогресс шагнул далеко вперед). Зрители получили возможность быть свидетелями и ощущать себя непосредственными участниками событий, происходящих на экране. Приведем реальные случаи из жизни. В начале 60-х годов XX века никому не известный Д. Кеннеди, имевший в несколько раз меньший рейтинг, чем его конкурент Р. Никсон, выиграл выборы из-за того, что чисто внешне понравился большей части избирателей, следивших по телевизору за теледебатами двух претендентов на президентское кресло США. В результате Кеннеди получил титул «первого телевизионного президента». Подобных примеров, когда популярность благодаря телевидению может резко возрастать или так же резко падать, множество. Известно и о силе воздействии телевизионной рекламы, не зря имеющей огромную стоимость в связи со своей высокой эффективностью. Действительно, телевидение является лидером по популярности и по возможности воздействовать на массового зрителя и, вероятно, будет держать пальму первенства еще долгое время.

Средства массовой информации в современном мире – это не только «окно», через которое мы смотрим на мир, но и «дверь», через которую в сознание человека «входит» информация, во многом формирующая его мировоззрение. Постоянное воздействие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени постепенно меняет представление о мире и социальной реальности, становясь источником знаний не только об окружающем нас мире, но и о роли человека в нем. Невозможно отрицать, что, благодаря доступности средств массовой, информации произошли небывалые изменения в общественном сознании, которые привели к повсеместному признанию фундаментальных прав человека на свободу совести и свободу слова. Некогда незыблемые и непреодолимые культурные и идеологические барьеры рухнули. Многообразие мнений и идей, существующих в информационном пространстве, побуждает людей уважать взгляды друг друга и приводит к необходимости осознанного выбора. Церковь, будучи частью современного общества, не может игнорировать степень влияния средств массовой информации и не использовать их возможностей для исполнения миссии, назначенной Самим Господом: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Средством исполнения этой миссии является Слово. Для религиозного сознания и веры христианина Слово означает гораздо больше, чем просто способ передачи информации. Слово является инструментом Божией творческой силы: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их" (Пс. 32:6). Слово посылается в этот мир как "хлеб жизни", благодаря которому человек обретает истинный смысл своего бытия. Словом, посланным в мир, предстал пред людьми Сам Спаситель Господь Иисус Христос. "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины" (Ин. 1:14). И, наконец, вера человеческая утверждается на слышании Слова: "Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10:17). С точки зрения Церкви, Слово не должно быть средством пропаганды или обмана: «Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши» (1 Фес. 2:3-4). В соответствии с этим, основываясь на Библейском понимании Слова как посредника в просвещении, духовном окормлении и приобщении к познанию Бога, Церковь строит свою политику в отношении как светских СМИ, так и СМИ, учрежденных самой Церковью. Огромная сила воздействия СМИ как важного инструмента социализации, оказывающего влияние на сознание современного человека, подразумевает и большую ответственность. Свобода слова и сила воздействия СМИ становятся орудием зла, если оказываются забытыми нравственные критерии, если отсутствует культура и практика разумного самоограничения, если нет внутреннего нравственного опыта, направляющего силу слова в русло добра. Церковь отрицательно относится к попыткам некоторых СМИ использовать для завоевания аудитории греховное влечение человека к стяжательству, насилию, сексуальной распущенности и извращению, поскольку под понятием «свобода слова» видит не просто «свободу от…» цензуры или моральных ограничений, но «свободу для» ежедневной жизни в согласии с Божиими заповедями. Это включает в себя и внутренний духовный опыт христианина, и широкую проповедь с использованием СМИ христианских добродетелей, уважения к правам и свободам человека, основ личной и общественной морали, законопослушности, принципов здорового образа жизни, трудолюбия, патриотизма, что в конечном итоге ведет к исполнению поручения Господа «быть солью земли и светом миру» (Мф. 5:13-14).

Для более эффективного взаимодействия со СМИ и установления более открытых связей с общественностью Церковь создает на всех уровнях церковной организации специальные отделы информации. Это, однако, никоим образом не ограничивает инициативы, проявляемой со стороны пасторов и членов Церкви, желающих взаимодействовать со СМИ в самых различных формах: например, публикации в печати, интервью, участие в теле- и радиопрограммах, беседах и дискуссиях. При ответственном подходе к такому сотрудничеству инициатива, исходящая от отдельных верующих, является исключительно важной и полезной. Предоставляя информацию о жизни и деятельности Церкви как светским СМИ, так и СМИ, учрежденным Церковью, церковные служители и члены Церкви тем самым способствуют открытости общества.

С другой стороны, в мире, переполненном «плохими новостями» о трагедиях, стихийных бедствиях, военных конфликтах, террористических актах или несчастных случаях, христиане могут быть носителями «добрых новостей», возвещающих о спасительной силе Христа, желающего утешить скорбящих и поддержать утомленных. Весть о Спасителе, основанная на Евангельском учении и личном духовном опыте верующего, всегда будет наилучшей и наиболее актуальной новостью во все времена.

Принципиальной позицией Церкви в сотрудничестве со светскими СМИ и использовании собственных СМИ является ее неучастие в политике. Своим призванием Церковь считает проповедь о скором наступлении Царства «не от мира сего» (Ин. 18:36). Церковь не использует и не пытается использовать свободу слова и силу его воздействия для борьбы за свое политическое влияние, но своим пророческим голосом стремится направить внимание соотечественников от земного к горнему. Своими программами и публикациями Церковь утверждает мысль о «многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10), о возможности и необходимости мирного сосуществования людей с различными политическими и религиозными взглядами, решительно осуждая любое использование СМИ для распространения клеветы, насаждения духа нетерпимости, вражды, религиозного или политического экстремизма. Возникающие конфликтные ситуации Церковь призывает решать в духе христианской любви и прощения, стремясь сохранить мир и взаимопонимание в обществе. «Блаженны миротворцы, ибо они буду наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).

Средства массовой информации – это сила, по достоинству оцененная уже в начале своего существования (вспомним слова Наполеона); именно за эти широкие возможности СМИ принято называть «четвертой властью». Тем не менее позволю себе усомниться, насколько верна применяемая терминология. Начать разговор стоит с того, что как большинство терминов, определяющих демократические ценности, термин «власть» пришел в русский обиход в качестве перевода с английского слова «power». Но то ли в связи с тем, что в английском языке довольно бедным - одно слово может иметь десятки смыслов, зачастую далеких друг от друга, или в результате желания самих журналистов повысить свой статус в глазах государства и общественности слово «power» было переведено как «власть», а не как «сила» или «мощь», что намного больше соответствует истине.

Углубляясь в терминологию, отметим, что основой любого демократического общества являются три ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная – гаранты нормального функционирования государства. Эти власти могут существовать лишь в контексте государства, за счет его ресурсов (денег, сырья и других). Таким образом, получается, что реальная власть – это государство (некое абстрактное «ведомство»), которому граждане посредством выборов делегируют права управлять ими в соответствии с их волеизъявлением. Так должно быть в идеале, и, в принципе, нечто похожее происходит в России. При этом, называя СМИ властью, мы подразумеваем наличие ресурсов, за счет которых СМИ эту власть должны осуществлять, а, главное, предполагаем, что общество передало средствам массовой информации право быть выразителем его воли, чего, вероятно, на практике не существует.

С момента своего появления средства массовой информации стали обоюдоострым оружием. Это оружие могли использовать как власти (для формирования общественного мнения), так и само общество (вспомним знакомое с детства намерение большевиков в первую очередь захватить телефон, телеграф и мосты, при этом для агитации активно использовались возможности печатных листовок). Определив для себя предмет разговора – СМИ, – разобравшись с терминологией, обратимся к попытке осмысления, чем являются СМИ для современного российского общества.

В настоящее время в России сложилась очень интересная ситуация: с переходом от социализма к чему-то другому, а также в связи с утратой основной идеологии, СМИ столкнулись с рядом серьезных проблем. Кстати, именно СМИ способствовали продвижению в массовое сознание идей демократии и рыночных отношений, но, как это часто случается, «за что боролись, на то и напоролись». Существовать в условиях рынка для многих СМИ стало невозможно, трудности становились непереносимыми (тиражи падали, интерес рекламистов и читателей утрачивался, средств на поддержание материально-технической базы не было и т.д.). Именно в связи со сложившимися условиями большая часть СМИ утратила свою самостоятельность, перейдя под контроль различных финансово-политических структур, в том числе государственных и иностранных. С этого момента остро встала проблема существования или отсутствия свободы средств массовой информации в России.

Свобода печати, трансформировавшаяся с развитием новых средств коммуникации в свободу массовой информации, – основополагающий принцип функционирования СМИ в демократическом государстве. Эта свобода «является обязательным элементом режима демократии и необходимым условием обеспечения политического плюрализма, идеологического и культурного разнообразия, предоставляя обществу возможность свободно формировать, обсуждать и выбирать альтернативы поведения». «Только независимые СМИ могут быть субъектом ответственности. В этом смысле ответственность прессы является функцией ее, прессы, независимости. Если средство массовой информации не независимо… ему не обеспечена свобода воли – необходимое условие всякой ответственности». На данном этапе можно констатировать: в России почти не стало СМИ, имеющих подлинную экономическую независимость – гарант самостоятельного определения.

Появление религиозной журналистики стало знаковым моментом в развитии постсоветской системы средств массовой информации. Возрождение Церкви, интереса к религиям, возрастающая роль религии в жизни российского общества – все это заставляет исследователей внимательнее отнестись к самому явлению религиозной прессы.

В современной системе российских средств массовой информации наблюдается развитие новых СМИ, отражающих жизнь в особо важных для трансформирующегося общества сферах. К таким принадлежит и конфессиональная пресса, процесс становления и развития которой является предметом научного интереса специалистов в области массовых коммуникаций. Этот интерес вызван несколькими причинами. Во-первых, самим характером формирования типологически самодостаточного сектора системы средств массовой информации. Во-вторых, формированием целевой аудитории такой прессы и активизацией информационного запроса на темы религиозной жизни не только у целевых групп конфессиональных СМИ, но и аудитории светских газетных и журнальных изданий, теле и радиоканалов. В условиях мультикультурного общества, тем более общества, переживающего смену социально-политического строя, особую остроту приобретает вопрос социальной интеграции, самоидентификации. В этом контексте межконфессиональный диалог, организованный и поддерживаемый конфессиональными СМИ и светской прессой, ориентированной на освещение религиозной жизни, становится эффективным средством достижения взаимопонимания и взаимодействия разных социальных групп.

Однако модель духовно-мировоззренческого взаимодействия через широкий информационный обмен с участием конфессиональных СМИ и светской прессы пока остается в большой степени идеальной моделью общения. Переход от идеальной модели к реальной нуждается в развернутом представлении о целевых задачах, формах и методах деятельности конфессиональных средств массовой информации и светских СМИ, информационных интересах и предпочтениях их аудиторий. Очевидно, что получить надежные данные по указанным направлениям возможно в результате комплексного исследования функционирования СМИ разных типов, обеспечивающих решение задачи межконфессионального диалога в поликонфессиональном государстве. Предпринятое исследование является пилотажным, ориентированным на получение адекватных методик изучения проблемы, и в первую очередь – содержания тематических полей конфессиональной прессы и светских СМИ, уделяющих существенное внимание религиозной жизни.

В канун 1000-летия Крещения Руси М. С. Горбачев, бывший тогда Генеральным секретарем ЦК КПСС, принял в Кремле Святейшего Патриарха Пимена и членов Священного Синода. Это событие в обществе и в СМИ было воспринято как реабилитация Церкви и религии в целом. С этого времени партийная и государственная пресса начали активно освещать проблемы религиозной жизни. В 1988 году 1000-летие Крещения Руси торжественно отмечалось на государственном уровне, что возбудило еще больший интерес к религиозной проблематике. В те годы светская пресса выполняла своего рода миссионерские функции, формируя в массовой аудитории представления о религии. Однако религиозные организации мало использовали светские масс-медиа для информирования аудитории о своих делах и проблемах. Их основные усилия были направлены на создание и развитие собственных информационных ресурсов.

В 1990 году был принят Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях", по которому религиозные организации получали права юридических лиц, что давало им возможность самостоятельно заниматься издательской деятельностью, а также вести независимую от государства информационную политику. С этого времени начинает активно развиваться религиозная периодическая печать. В настоящее время в России сложилась многопрофильная система религиозной печати. Она издается небольшими тиражами и распространяется, в основном, среди верующих через храмовые книжные лавки. Некоторые религиозные издания, в частности «Журнал Московской Патриархии», «Православная беседа», «Русь державная», «Семейная православная газета», «Православный патриот», «Москва православная» и некоторые другие издания распространяются в розницу и по подписке.

Россия – страна поликонфессиональная, что отражается и на структуре религиозной прессы. Кроме христианской периодики, которая представляет различные церкви и существующие вокруг каждой из них религиозные движения, выходят издания других традиционных для России конфессий – ислама, буддизма, иудаизма. Свои периодические издания имеют нетрадиционные религиозные организации, такие, как «Свидетели Иеговы», Общество сознания Кришны, мормоны и т.д.

Самую многочисленную группу изданий составляет христианская периодика. Она выделяется и количеством наименований, и типологическим разнообразием изданий. Значительное место в ней занимает православная печать, выходят издания католиков восточного и западного обрядов, евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня и др.

Помимо церковных периодических изданий, учредителем и издателем которых являются церковные организации, газеты и журналы религиозного содержания издают различные общественно-политические движения, фонды, частные лица. Большинство этих изданий развивает православные идеи, но есть издания общехристианской, экуменической направленности.

Развитие периодической печати тех или иных конфессий во многом определяется той ролью, какую играет соответствующая Церковь в обществе и государстве. В этом отношении Русская Православная Церковь (РПЦ), хотя она и не является государственной, несомненно, имеет преимущество перед другими российскими конфессиями. В последние годы происходит все более тесное взаимодействие церковных и государственных (властных) структур, возрастает влияние РПЦ на общественную жизнь.

Самую большую группу изданий православной направленности составляют газеты и журналы, учредителями которых являются церковные организации. Она, в основном, развивается в соответствии с организационной структурой, принятой в РПЦ, т. е. в какой-то степени сохраняет иерархический принцип: издания Московского Патриархата, издания митрополий и епархий, издания монастырей, приходских общин, отдельных храмов, религиозных учебных заведений и т.д. Так, Издательский совет Московского Патриархата выпускает официальный орган Русской Православной Церкви – ежемесячный «Журнал Московской Патриархии», а также газету «Московский церковный вестник», которая некоторое время назад претендовала на роль массовой общецерковной газеты, но этого статуса так пока и не достигла.

По тематике материалов, постановке проблем, стилю изложения эти издания носят официальный характер и адресуются в первую очередь священнослужителям, но стараются привлечь внимание и широкой аудитории, во всяком случае, той ее части, которую интересуют вопросы внутрицерковной жизни. Московская Патриархия выпускает также ежемесячный цветной иллюстрированный журнал «Православное чтение», который ставит перед собой задачи духовного воспитания, публикуя материалы духовно-назидательного характера и фрагменты из святоотеческих творений. Этот журнал рассчитан, в основном, на читателей, уже приобщившихся к вере, готовых к совместному размышлению о смысле бытия и пути спасения, который они обрели в православии.

Занимаются издательской деятельностью, в том числе и выпуском периодических изданий, различные отделы Московского Патриархата. Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) выпускает «Информационный бюллетень ОВЦС» и ежеквартальный журнал «Церковь и время», в котором публикуются материалы по богословским, философским и общественным проблемам. Под духовным попечительством Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата издается ежемесячный иллюстрированный журнал для семейного чтения "Православная беседа".

Среди православной периодики немало теоретических изданий, призванных повысить уровень богословской культуры и образования самих священнослужителей. Этими проблемами занимаются "Богословские труды" (продолжающееся издание), где печатаются материалы по вопросам догматического и нравственного богословия, церковной истории, литургики, церковного искусства и т.д. К группе теоретических церковных изданий относится старейший ежемесячный богословский журнал "Христианское чтение" Санкт-Петербургской Духовной академии. Он начал выходить еще в первой четверти XIX века и был возобновлен в 1991 году.

Выпуском теоретических православных изданий занимаются не только церковные организации. Православный богословский журнал «Альфа и Омега» издает Общество для распространения Священного Писания в России. Северо-Западная Библейская комиссия с 1990 года выпускает «Известия Библейских комиссий» под грифом «Духовное просвещение», имеют свои теоретические издания и другие православные общества.

К группе церковных изданий теоретического характера относятся журналы, ориентированные на священнослужителей среднего звена, работающих в приходах, а также на учащихся Духовных академий и семинарий. Это ежеквартальный православный журнал Московских духовных школ (академии и семинарии) «Встреча», адресованный студентам православных учебных заведений, журнал для воспитанников Московской семинарии «Русский пастырь» с подзаголовком «Журнал для пастырей, диаконов и псаломщиков» и др.

 

В начале 90-х годов XX века возобновила свою деятельность епархиальная периодическая печать. Во многих епархиях выходит по несколько изданий, учредителями которых являются епархиальные управления. Одно из них, как правило, является официальным органом управления и, соответственно, публикует центральную и местную официальную информацию, материалы по истории церкви, проповеди, святоотеческие и богословские произведения, материалы, посвященные истории и традициям православия. Другие епархиальные издания, как правило, ориентируются на широкую аудиторию и предлагают душеполезное чтение с учетом возраста и интересов. Так, епархиальная газета «Православный Санкт-Петербург» имеет несколько тематических вкладышей («газета в газете») и приложений. Одно из них, – «Со-Весть» с подзаголовком "Сборник православных изданий" является своего рода дайджестом, где публикуются наиболее интересные материалы других православных изданий – епархиальных, монастырских и т.д., не имеющих выхода на широкую аудиторию. Другая "газета в газете" этого же издания под названием "Горница" представляет собой "Собрание православных писателей" и публикует художественные произведения православных авторов и архивные материалы. С 1997 года "Горница" выходит как самостоятельное издание и по мысли авторов в будущем станет аналогом "Литературной газеты" для тех авторов и читателей, которые видят в православии основу и суть русской культуры. Часть епархиальных изданий учреждается совместно с общественными организациями; например, газета "Благовест" является изданием Петрозаводской епархии и Карельского общества охраны памятников и одноименная газета – изданием Вологодской епархии и Общества охраны памятников. Их информационно-тематическая модель во многом отличается от официальных церковных изданий. Здесь нет официальных материалов, приоритетными являются вопросы культурных традиций русского православия, духовного просвещения, религиозного воспитания.

Среди епархиальной периодики преобладают газеты. Однако в митрополиях и крупных епархиях издаются журналы, что дает возможность более эффективно вести информационную, просветительскую и катехизаторскую работу. Такое сочетание целевых задач характерно практически для всех епархиальных журналов и определяет их типологическую группу официальных многопрофильных изданий. Этой модели придерживаются "Воронежский епархиальный вестник", "Тверские епархиальные ведомости", "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости" и другие журналы. Ориентируясь в основном на священнослужителей и воцерковленных читателей, эти издания адресуются и широкой аудитории, публикуя материалы из истории религии и Церкви, рассматривая общечеловеческие проблемы в связи с религиозным возрождением современного общества.

Принцип многофункциональности в какой-то степени характерен для всех епархиальных изданий, в том числе и для газет, хотя они ограничены объемом. Большинство из них помимо информационных выполняют задачи духовного просвещения и воспитания. По такой схеме работают костромская епархиальная газета "Благовест", "Курские епархиальные ведомости", "Благодатные лучи" – вестник Псковской епархии, "Астраханский православный собеседник" и многие другие.

Активно развивается приходская и монастырская печать, издают свои газеты и журналы православные братства и общины. Среди таких изданий немало качественных – это, в частности, красочный иллюстрированный журнал "Даниловский благовестник" – издание Московского Свято-Данилова монастыря или "Троицкий благовестник" – журнал Троице-Сергиевой лавры. Но большинство представляет собой малоформатные издания, выход которых, в основном, приурочивается к знаменательным религиозным датам. Среди них можно назвать религиозно-нравственный журнал "Кормчий" – издание храма Спаса Преображения (Москва, Тушино), "Свет Православия" – издание Макариев-Решемской обители (Ивановская обл.) и многие другие. Часть этих изданий выходит под грифом "Для семейного чтения".

Другой разновидностью духовно-просветительских изданий являются газеты и журналы для воскресного чтения. Эти издания играли большую роль в дореволюционной духовной периодике и относились к категории "народных журналов", адресованных разным социальным группам читателей, прежде всего среднему и мелкому чиновничеству, мещанам, рабочим и крестьянам.

В настоящее время эти издания для душеполезного чтения постепенно возрождаются и по своему типу близки изданиям "Для семейного чтения". Во многих духовно-просветительских изданиях есть страницы для детей, но существуют и специализированные детские православные издания. Так, Московский Патриархат выпускает ежемесячный журнал "Пчелка". Уфимское епархиальное управление издает красочный литературно-художественный журнал для детей "Купель"; православная община храма свв. бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине – цветной иллюстрированный журнал для дошкольников "С нами Бог". Занимаются изданием религиозных журналов для детей и общественные организации, в частности, Российский детский фонд выпускает православный журнал "Божий мир".

Значительное место в системе православной периодики занимают литературно-художественные и философские журналы, которые издаются различными общественными организациями. В них преобладают материалы религиозного характера, поэтому эти издания можно также отнести к религиозным, мировоззренческим.

Идеи православия развивает литературно-художественный историко-краеведческий "Московский журнал". Это же направление является приоритетным в ежемесячном журнале художественной литературы и общественной мысли "Слово", который имеет специальную рубрику "Благовест". Больше половины объема занимают публикации на церковные и религиозные темы в литературно-художественном и общественно-политическом журнале "Радонеж". Христианско-просветительское издательство "Аслан" совместно с христианским молодежным клубом "Осанна" выпускает литературный альманах "Свеча".

Таким образом, издания Русской Православной Церкви и разделяющих ее позиции общественных движений и фондов занимают самое большое место в информационном поле России. Большинство таких изданий занимаются вопросами духовного просвещения и воспитания, знакомят читателей с историческим и культурным наследием православной России.

В последние годы клерикальная периодика стала активно развиваться, и это новое явление в практике современной религиозной печати России. Как известно, клерикализм означает возрастание влияния религии и церкви на все сферы политической и общественной жизни. Сейчас, когда в большинстве стран мира церковь юридически отделена от государства и провозглашен принцип свободы совести, проявления клерикализма тоже меняются. Все большее влияние на политику и общественную сферу оказывают не сами церкви, а создаваемые под их патронажем различные общественные организации и движения. Эти тенденции имеют место и в масс-медиа. С середины 90-х годов активно развивается новый для России тип религиозно-общественных и религиозно-политических изданий.

Религиозно-политический тип изданий представляют газеты "Радонеж", которую с 1995 года издает Православное общество "Радонеж", газета "Русь Державная", которая издается при участии Русского национального банка и "на пожертвования верующих". Общероссийское общественное движение "Россия православная" с 1997 г. издает газету "Десятина", которая претендует на роль общенациональной православной общественно-политической газеты.

Другие религиозно-общественные издания ставят перед собой более скромные цели и, как правило, адресуются определенной аудитории, как, например, православная газета для военных "Благовест", которую издает Союз "За духовность армии и флота".

Религиозно-политические издания выпускают и некоторые церковные структуры. Например, Тверская епархия издает газету "Православная Тверь", которая имеет определенно выраженную монархическую направленность. Однако пропаганда тех или иных политических идей – явление для церковных изданий редкое. Они больше занимаются проблемами духовного просвещения и воспитания, проповедничеством, внутрицерковными проблемами.

Религиозно-общественный тип издания представляет собой информационно-аналитический вестник "Церковь и общество", который выпускает Совет по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата при содействии ИТАР-ТАСС.

Православную периодику представляют не только издания РПЦ и работающие под ее патронажем общественные движения. Свои издания имеет старейшая в России Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ). В 1991 году она возобновила официальное теоретическое и духовно-просветительское издание – журнал "Церковь". Другое ее издание "Старообрядческий вестник" заявляет свой статус всероссийской газеты, хотя имеет небольшую аудиторию читателей-единоверцев.

 

Выпускает свои издания Русская Православная Церковь за рубежом (РПЦЗ), которые также имеют небольшую аудиторию. Часть этих изданий выходит и распространяется за рубежом, а в России издаются: церковно-общественная газета "Православная Русь", информационный вестник "Церковная жизнь", духовно-просветительские журналы "Русское возрождение" и "Благовестник", журнал для священнослужителей "Русский пастырь" и красочный журнал для детей "Трезвон".

Активно развивается миссионерская печать, которая, в основном, ориентирована на духовное просвещение. Представитель этого направления христианской печати – иллюстрированный журнал "Русский паломник", учрежденный Валаамским обществом Америки. Этот старейший миссионерский журнал издавался еще в XIX веке в России и возобновил свою деятельность в 1991 году. Он тоже адресуется православным христианам, но ставит перед собой более широкие цели – "сохранение и распространение древнехристианской монашеской мудрости вне всяких церковных разделений для всех 50 юрисдикций, исповедующих православную веру во всех странах мира".

 

Большую издательскую деятельность ведут и другие религиозные объединения, зарегистрированные на территории России. Их периодика по количеству и видам изданий уступает православной, хотя их типологические группы практически одинаковы.

Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов издает свой официальный орган – иллюстрированный журнал "Христианское слово", в котором освещается повседневная жизнь верующих и отдельных поместных церквей. Здесь издается также научный, богословский журнал "Братский вестник", а Московская богословская семинария этого религиозного объединения выпускает богословско-публицистический журнал "Путь богопознания". Широкой аудитории адресуется издание Союза евангельских христиан-баптистов – молодежная религиозно-общественная газета "Христианин и время". Кроме того, евангельские христиане-баптисты выпускают христианский журнал для женщин "Мария".

Небольшую, но стабильную аудиторию имеют издания Церкви христиан – адвентистов седьмого дня (АДС). Ее Евро-Азиатское отделение совместно с журналом "Adventist Review" (США) издает в России информационный журнал "Адвентистский вестник" и бюллетень Заокской Духовной академии Церкви АДС "По стопам Христа".

 

Разнородную и в типологическом, и в содержательном плане христианскую периодику дополняют издания католических организаций. Часть из них представляют собой информационные вестники, но есть издания духовно-просветительского характера, которые, в основном, развивают экуменические идеи, публикуя материалы о проблемах христианского единства, роли католиков восточного обряда во вселенской Церкви, знакомят читателей с жизнью Римской Церкви и западных христиан.

Всего на русском языке и для русских читателей издается более 50 наименований католических газет и журналов, но в России выходят только несколько из них. В Москве издаются информационный вестник "С Богом" и бюллетень "Истина и жизнь". Кроме того, Апостольская администратура выпускает здесь ежедневную газету "Свет Евангелия" для католиков латинского обряда и ежедневную молодежную газету "Встреча". Свой информационный вестник "Вифлеемская звезда" издает новосибирская католическая община. Ежемесячный бюллетень духовно-просветительского характера "Любовь и истина" издает в Санкт-Петербурге католическая организация, объединяющая семьи Западной и Восточной Европы. Помимо католиков, в состав его редакции входят и православные верующие.

Несмотря на такое множество и разнообразие религиозных изданий, они, как правило, ориентируются на верующих читателей, постоянных прихожан храмов, мало занимаются миссионерской деятельностью и в связи с этим имеют небольшую аудиторию. Большинство читателей получают информацию о деятельности церковных организаций из светской прессы.

Многие массовые светские издания создают тематические приложения, вкладыши по вопросам религии. Так, газета "Первое сентября" имеет еженедельное приложение "Воскресная школа", которое адресуется "учащимся православных и светских школ, учителям, родителям и всем добрым людям". Как приложение к "Советской России" выходила газета "Русь православная", которая с 1998 года стала самостоятельным изданием. Практически все светские издания имеют специальные рубрики, например "Верую", "Религия" и т.д.

Опыт сотрудничества с религиозными организациями имеется не только в московской, но и в региональной прессе. В частности, "Амурская правда" с 1998 года выпускает еженедельный религиозный вкладыш "Золотые купола" под грифом "Семейная православная газета". Такого типа издания, как правило, выпускаются совместно с церковными организациями, представители которых входят в состав редакций, а нередко и возглавляют их. Эти издания, в основном, развивают православные идеи. Но есть несколько приложений к светским изданиям, такие, как "НГ-Религии" (приложение к "Независимой газете") или "Религии" (приложение к газете "Известия"), которые имеют общеконфессиональный характер. Хотя и они больше освещают деятельность РПЦ. "НГ-Религии" отмечают: "Объем информации о той или иной религии на страницах нашей газеты прямо пропорционален ее месту в жизни российской цивилизации". Но, конечно, в регионах с компактным проживанием мусульман светская пресса больше освещает проблемы ислама, а в республиках Бурятия, Тува или Калмыкия – проблемы буддизма (ламаизма).

Можно назвать и светские издания разного типа, которые регулярно освещают религиозную проблематику и к тому же имеют специальные религиозные приложения: качественное издание "Независимая газета" (ежедневная, выходящая пять раз в неделю, с общероссийским масштабом распространения), приложение к "Независимой газете" – "НГ-Религии" (выходит два раза в месяц с общероссийским масштабом распространения ) и массовая газета "Московский комсомолец" (выходит шесть раз в неделю, ориентирована прежде всего на Москву и Московскую область, распространяется в формате материнского издания по всей России и имеет региональные приложения практически во всех субъектах РФ).

 

Религиозное радио появилось в российском эфире на рубеже 80-х – 90-х годов в разгар перестройки и "религиозного бума", охватившего почти все слои населения страны. Крушение коммунистической идеологии и либерализация общественно-политической жизни, защищенная законодательной базой (законы РФ "О свободе вероисповеданий", 1990; "О средствах массовой информации", 1992; Конституция РФ, 1993), подготовили почву для возрождения религиозной жизни и укрепления церквей и церковных организаций как институтов гражданского общества. Социологические опросы, проведенные в те годы ВЦИОМом, подтверждают резко возросшее число россиян, считающих себя верующими. Их количество возросло с 1989-го по 1993 год в полтора раза и составило примерно 50 процентов от населения страны, причем 90 процентов верующих относит себя к Русской Православной Церкви. Усиливалось и влияние церквей на духовную жизнь населения страны: среди "фигур доверия" появляются и постепенно занимают первые позиции религиозные лидеры и церковные институты.

Новые реалии общественной жизни страны потребовали адекватного информационного взаимодействия всех звеньев складывающейся духовно-общественной системы: с одной стороны, между членами церквей или церковно-общественных организаций, а с другой стороны, между церквами и внешним миром, т.е. обществом в целом. К началу 90-х религиозные СМИ страны были представлены лишь печатной периодикой: имелась малотиражная периодика Издательского отдела Московского Патриархата, а также довольно разветвленная сеть епархиальной печати, частично удовлетворяющая духовные запросы православных групп верующего населения. До перестройки существовал также довольно мощный неподвластный цензурный информационный поток в виде самиздата, частично посвященный свободе совести и вероисповедания. Примером таких изданий может служить газета «Протестант», (редактор А.Семченко). Выросший на почве правозащитного движения, он "обслуживал" довольно узкий круг сторонников и не приобрел массового распространения. Потенциально более массовый характер носили радиотрансляции зарубежных радиостанций – передач радио Ватикана, Трансмирового радио, FEBC-радио, религиозных программ Би-би-си и "Голоса Америки". Однако и они в силу ряда обстоятельств не могли удовлетворить информационных запросов больших групп населения, относящих себя к верующим или интересующихся проблемами религии. На этом фоне стали организовываться региональные радиостанции. Так, в Москве в начале 1992 года появилась радиостанция «Центр», ориентированная на предоставление аренды эфирного времени зарубежным радиостанциям. На Дальнем Востоке вышла в эфир радиостанция Ассоциации христианского вещания – Радиоцерковь. В Санкт-Петербурге в 1993 году вышла в эфир радиостанция «Теос», в Ижевске – «Свободная волна». Эти радиостанции были учреждены российскими гражданами и работали по российскому рынку предоставления услуг масс-медиа.

Любопытную картину представляла карта религиозной идентификации религиозных радиопрограмм. Их можно поделить на конфессиональные и межконфессиональные. Подавляющее большинство религиозных конфессиональных программ в российском эфире имело христианский характер. Другие традиционные конфессии представлены в электронных СМИ весьма скупо – в эфире Радио России выходила одна мусульманская программа "Голос ислама". А вот некоторые нетрадиционные религиозные группы на начальном этапе развития религиозного радио достаточно агрессивно завоевывали медиа-пространство (Аум-Синрикё, Общество сознания Кришны). Передачи секты Аум-Синрикё на радиостанции "Маяк" были закрыты лишь после грандиозного общественного скандала, в котором были замешаны видные российские чиновники. Неразборчивость вещательных компаний по части религиозной "чистоты" передач, выходящих в эфир, нетрудно объяснить элементарной религиозной неграмотностью составителей программных сеток. Однако у этого феномена была и экономическая подоплека: бедственное положение государственных радиоканалов просто вынуждало вещателей продавать эфирное время и делать это без соответствующей экспертизы.

Среди христианских программ можно выделить деноминационные программы, имеющие ориентацию на три основные христианские деноминации: православие, католицизм и протестантизм и общехристианские программы, не причисляющие себя к определенной христианской деноминации. "Наши программы не православные, не католические и не протестантские – они христианские", "мы не хотим подчеркивать различие между разными формами христианства", "мы работаем для всех христиан", – так характеризуют религиозный профиль своей продукции производители программ этой группы.

По объему вещания преобладала группа общехристианских внеденоминационных программ. Она занимала 70 процентов времени от совокупного объема религиозного вещания всех каналов, а на некоторых каналах даже преобладала ("Юность" – 100 процентов, Радио России – 78 процентов, Радио-1 – 76 процентов). Большинство так называемых общехристианских программ на самом деле производятся различными зарубежными протестантскими религиозными организациями, в основном, баптистского толка. В своей родной среде (в США и в меньшей степени в Западной Европе) эти молодые христианские группы известны весьма "продвинутыми" подходами в деле распространения своего вероучения. Они не только собирают многотысячные стадионы на религиозные собрания и проповеди, но также имеют богатый опыт использования современных медиа-технологий с целью увеличения числа своих последователей. В частности, такие проповедники как Билли Грэм, Чарльз Стенли, Ярл Пейсти и другие уже давно для трансляции своих проповедей используют радио и телевизионные каналы коммуникации; на них также работает целая индустрия по производству аудио и видеокассет, приносящая солидный доход. «Телеевангелизм» – так окрестили эту религиозную деятельность – уже давно стал привычным явлением в западном мире. С начала перестройки телеевангелисты пришли в Россию с благородной миссией христианизации погрязшей в коммунистическом атеизме страны.

Изучение данных о религиозном профиле программ с данными о характере учредительства показало, что в российском эфире в первые годы развития религиозного радио преобладали общехристианские серии программ, учредителями которых являлись зарубежные, а также совместные компании (например, Русская служба лютеранского радио, Московская служба Трансмирового радио, Радио "Теос", Русское христианское радио, Миссия "Возрождение", "Христианский мост" и др.).

Была и социально-психологическая причина в том, что зарубежные программные производители открыто себя не маркировали. Дело в том, что существующие в обществе предрассудки относительно религиозных меньшинств и сложившийся к тому времени негативный стереотип "западного прозелита" вынуждал многих программных производителей замалчивать свою религиозную принадлежность, в том числе и характер учредительства.

Деноминационные программы, занимающие 30 процентов от совокупного недельного объема вещания, делятся на православные (20 процентов) и протестантские (10 процентов). На Радио-1 выходили две "конкурирующие" православные программы отечественного производства – "София" (учредитель – Отдел катехизации и религиозного образования Московского Патриархата) и "Радонеж" (учредитель – религиозное общество "Радонеж"). "Радонеж" выходила и на "Маяке", там же каждую неделю транслировалась ориентированная на православие программа "Воскресенье, радуйтесь!". Радиостанция "Орфей" самостоятельно готовила и транслировала часовую музыкальную программу "Христианский православный час". Канал Радио России предоставлял время двум протестантским программам российского производства – "Голос надежды" (религиозный профиль – адвентисты седьмого дня) и "Пробуждение России" (евангельские христиане-баптисты). Отметим еще раз, что практически все программы, открыто заявляющие о своей религиозной идентификации, принадлежат отечественным производителям, что, по всей вероятности, является показателем процесса восстановления религиозного самосознания нации. Кроме того, на Радио-1 недолгое время выходила в эфир единственная католическая программа "Благовест", создававшаяся в Париже нашими бывшими соотечественниками.

В качестве положительных тенденций отмечается само появление религиозной темы в светских СМИ, появление и развитие конфессиональной прессы, усилия некоторых профилированных информационных каналов, в частности ХЦОК (Христианский церковно-общественный канал), поднимать актуальные проблемы, пытаться выработать христианский подход к освещению этих проблем. Успешной считается редакционная политика ХЦОК, направленная и на светскую подачу материалов, более доступную, приближенную к пониманию современной аудитории, деятельность газеты "НГ-Религии" как единственного на данном этапе профильного, независимого экспертного издания, полно, глубоко и объективно освещающего проблемы религиозной жизни.

В настоящее время существует большой общественный запрос на духовные темы; читатели ждут глубоких аналитических публикаций по проблемам религии, экспертных оценок этих проблем. Относительно деятельности светских СМИ по освещению религиозной и церковной жизни основные замечания сводятся к тому, что: в них, как правило, отсутствует экспертный анализ современной религиозной ситуации. Такие публикации могли бы ориентировать аудиторию в реальных процессах религиозной жизни и одновременно оказывать помощь самим конфессиям в их адаптации к условиям современного общества.

Необходимо обратить внимание на откровенно агрессивный характер некоторых конфессиональных изданий и каналов по отношению к иной точке зрения, иным позициям, взглядам. Невысокий профессиональный уровень конфессиональной прессы проявляется и в устаревших принципах оформления – макете, верстке, дизайне. Бесспорно положительным является развитие конфессиональной прессы, позволяющей аудитории удовлетворять свои духовные запросы, получать из этих источников интересующую информацию.

РПЦ называет точкой высокого напряжения в отношениях Церкви с общественностью средства массовой информации. Они формируют не только общественное мнение и мировоззренческие ориентиры общества, но и влияют на создание авторитета Церкви в обществе. При этом журналистике свойственна эмансипаторная идеология, часто сочетаемая с антиклерикализмом. "Основы социальной концепции" регламентируют  действия Церкви в случае глубоких вероучительных конфликтов и ориентируют на мирный диалог при возникновении непринципиальных осложнений. "Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации". Это предполагает взаимную ответственность и открытость. Формулируются и основы журналистской этики: "Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях". СМИ несут ответственность как за правдивость информации, так и за нравственное состояние личности и общества.

Многими российскими экспертами неоднократно высказывалась мысль о том, что религия вообще (и православие в частности) со своим контекстом – сущностным, смысловым и историческим – не вписывается в формат современных СМИ. Действительно, религиозные СМИ не могут похвалиться своей популярностью. Это обстоятельство требует некоторого уточнения: действительно, православие, например (как, впрочем, все авраамические религии), с трудом вписывается со своим контекстом в формат культуры как творения разума и рук человека. С демократичным протестантизмом, меньше связанным со стилевыми особенностями конкретной культуры и традицией, дело обстоит несколько легче.

Смысл жизни христианина – спасение, стяжание Духа Святого, обожение – возможен только в Церкви как Мистическом Теле Христовом, Которое безусловно трансцендирует любой культурный опыт, связывает (religare) человека, живущего в мире артефактов, с нетварным Абсолютом. В этом смысле религию никак нельзя назвать феноменом культурным, то есть являющимся детищем культуры. Религия есть культурный феномен в том смысле, что она возникает после грехопадения и является в определенном смысле его результатом: отпавший от добра богообщения человек начинает искать Бога. Глубинной мотивацией культуры является богоискательство. Культура образовалась от культа. Религия сама является источником культуры. Важно отметить, что вырастающая из религии культура по отношению к своему источнику не теряет изначальной вторичности, не обладает самоценностью. Здесь кроется фундаментальная антиномичность самой идеи христианской культуры: христианизация последней, с одной стороны, необходима, с другой, – принципиально неосуществима до конца. Христианизация культуры возможна не как устроение Царства Божия на земле (оно сущностно внекультурно), но лишь как формирование правильного взгляда на культуру, как установление в обществе правильной иерархии ценностей: идеальные – социальные – витальные. Эта задача сама по себе является чрезвычайно сложной, как показывает развитие христианской – и западной, и восточной – цивилизации. "Человеческим, слишком человеческим" становились все попытки установления мира и гармонии: от хилиазма и "реализованной эсхатологии" византийцев – до общества всеобщего благоденствия во многих странах современного западного мира.

Иными словами, вектор религиозной потребности направлен за пределы культуры. Христианская сотериология преодолевает культурные рамки, так как спасение не совершается в пространстве культуры и культурными средствами. В этом смысле "невписываемость" религии в формат современных СМИ есть частный случай подобной "невписанности" христианства со всем его контекстом в культурный формат. Это главная методологическая проблема. Но это не означает полную невозможность какого бы то ни было адекватного религиозного дискурса в современных СМИ.

Итак, религия не есть культурный феномен по своему источнику (источник – Бог, отсюда – христианство как религия Откровения), цели, конечному устремлению, но она есть в своем внешнем проявлении и культурный феномен. Конечно, религиозные СМИ или публикации в светских изданиях о религии не представляют, да и не должны представлять собой – по определению – учебные пособия по догматике, нравственному богословию или церковному праву. Однако существует социальная, политическая и даже экономическая составляющая религиозной жизни. (Культура вырастает из религии: последняя изначально содержит в себе в недифференцированном виде все будущие самостоятельные сферы культуры – право, политику и даже экономику, когда доминантой традиционного общества является религия). Поэтому адекватный рассказ, например, о христианстве как о культурном феномене на страницах современных СМИ вполне возможен – были бы способные к диалогу. Равно как и размышления о Церкви как, например, об одном из факторов современных международных отношений. Другое дело, что и в первом, и во втором, и во всех прочих случаях необходимо помнить (а честным журналистам – напоминать своим читателям), что речь идет не об основной цели существования Церкви, а лишь о ее проекциях в культуре. Проекциях, которые в падшем мире заведомо могут осуществляться лишь как тенденции, но не как состояния: неслиянное единство тварного и нетварного, материи и духа, трансцендентного и имманентного здесь и сейчас возможно лишь как ожидание и мотивация к доброделанию.

Очевидно, что разговор о Церкви и вере на страницах СМИ должно вести на привычном для них языке, дабы быть понятным читателю (слушателю). Не менее очевидно, что есть вещи сложно выразимые (и тут опять важно умение, если угодно, искусство пишущего (говорящего) или вовсе невыразимые данным неквалифицированным языком – невыразимые в принципе. Однако даже если в такой, казалось бы, последовательно отрицающей реальность существования культурного мира религии, как буддизм, с течением времени возникли тенденции к миссионерству и переводу основных интуиций, просветлений и истин на принципиально иной язык западной культуры, то в христианстве существует не менее древняя, убедительная и понятная традиция. С проблемой "неадекватности дискурса" сталкивался всегда и везде любой миссионер. И никогда эта проблема не полагалась неразрешимой. Конечно, каждое время порождает свои, как сейчас принято говорить, вызовы. Но каждый вызов, как представляется, может получить свой ответ. Ибо сказано: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). До скончания, а не до начала XXI века. Любой христианский журналист в современном мире есть миссионер и свидетель о своей вере. И здесь существуют вполне определенные и реализуемые цели и задачи, а также тесным образом связанные с ними приемы подачи материала именно в современных СМИ.

Задача по большому счету одна: свидетельство о вере и жизни Церкви. А вот приемов может быть много. Один из основных можно условно назвать апофатическим (вслед за апофатическим богословием отцов Церкви). Именно подобный "апофатизм" (догматическая сдержанность) может стать ступенькой к понятному диалогу о вере в эпоху коммуникаций. Строго говоря, ортодоксальный дискурс о сущности Церкви как Тела Христова на страницах СМИ почти невозможен. СМИ – не катехизис. Трудно на страницах журналов или газет говорить о том, что есть Церковь. Но нельзя не говорить о том, что Церковь существует (положительное или катафатическое свидетельство). И нельзя молчать о том, чем она ни в коем случае не является (отрицательное свидетельство).

Сегодня верующие по привычке много и часто ругают большинство публикаций о Церкви: дескать, печатаются только скандальные и негативные материалы. На самом деле подобные публикации нередко свидетельствуют не о личной вражде автора к Церкви, а о том, что "скандалы продаются" (движущий закон современных СМИ). Конечно, скандальные публикации не прибавляют ни авторитета Церкви, ни подлинного знания о ней читателям. И в таких публикациях ничего хорошего для Церкви нет. Однако существует вещь куда более опасная: это некоторые положительные публикации о Церкви и церковной жизни. Публикации, в которых церковная жизнь определяется как имеющая "колоссальное культурное значение", как "основа отечественной культуры" и предстает в виде обязательного хождения в храм по воскресеньям, соблюдения постов и торжественного поедания пасхального кулича. Это, конечно, крайность. Многие современные положительные публикации о Церкви (а их не так мало – практически каждое издание и телеканал сегодня в обязательном порядке "отзываются" на основные православные праздники и посты) создают православию некую музейную славу, превращают его в культурный заповедник. Конечно, в подобных публикациях есть и свой действительно положительный момент: религиозная жизнь легализируется и обретает статус нормальной в глазах большинства россиян. Но, конечно, этого мало. Безусловно, православие есть культурообразующий феномен; естественно, русская культура есть культура православная по преимуществу, но сущностью православия это не является. Национальная культура должна быть вспомогательным средством на пути ко Христу и не должна превращаться в препятствие. Кроме того, между культурой и Церковью необходимо установить правильное соотношение: будучи порождением религии, культура должна питаться последней, без нее превращаясь в мертвые, застывшие формы технологичности. Кризис современной культуры, связанный с утратой духовных ориентиров, – классический тому пример...

У протестантизма свои проблемы. Он меньше связан с внешними и традиционными формами культуры, больше апеллирует к внутреннему миру человека, и эти обстоятельства имеют как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, Свет Христов может сиять и в культуре, которая сочетает в себе общее и конкретное, и в этом ее сильная сторона. С другой стороны, прямое обращение к сердцу человека с верой в спасительную помощь Святого Духа производит чудеса обращения.

Церковь стоит на спасительной Жертве Богочеловека, она утверждает жизнь вечную, а не культурное богатство, глубину или многообразие; она превосходит философию, богословие и обретается только как живой опыт духовной жизни. Его нельзя описать на страницах газет, но о его существовании нельзя молчать. Музей, памятник есть свидетельство о том, что отжило, что уже умерло. Церковь есть средоточие жизни. Вот без понимания чего христианский журналист не имеет права браться за перо. Мы не можем показать или выразить полноту пасхальной радости, но мы можем сказать, что она есть. Мы обязаны говорить, что Церковь – это не ежедневные хождения в храм, "правильная" одежда и исполнение всех ритуалов. Это нечто неизмеримо большее, что, однако, возможно только пережить самому, а не выучить по книжкам. Конечно, нельзя сделать так, чтобы, прочитав газетный или журнальный материал, человек пережил это, но можно написать таким образом, чтобы читатель захотел пережить. Может быть, зачастую просто очень важно правильно определить цель? Ведь задача священника или пастора, отвечающего на вопрос "из СМИ", не в том, чтобы непременно вписать в существующий «медийный» формат контекст всей истории богословских споров по данному вопросу или сделать так, чтобы, прочитав ответ, человек «все понял» и стал ежедневно ходить в храм. Нужно ответить так, чтобы позиция отвечающего вызвала уважение и внимание, – даже если она ломает заданный формат. Описанные в Новом Завете «ловушки» книжников и фарисеев (платить ли подать кесарю; как поступить с прелюбодействовавшей женщиной и т. д.) не есть ли подобные рамочные описания дискурса, в которых никак не должны были вместиться евангельские истины?

Существует множество приемов, в том числе художественных, способных вполне адекватно выразить данный катафатический апофатизм (свидетельство о непостижимом). Конечно, эти приемы не могут обладать научной строгостью и одинаково действовать на всех (хотя и скандалы в СМИ жадно читаемы далеко не каждым). Но разве все, слушавшие Христа или читавшие Евангелие, стали христианами?..

Давно известно, что жизнь как реальность (а не как теория) не поддается полному рациональному конструированию. Но в наших размышлениях на подобные темы – даже в среде церковных журналистов и экспертов – подчас слишком много оказывается рационализма, логики и уверенности в «решаемости» или «нерешаемости» тех или иных задач. Это исключает пространство диалога, превращает диалог в монолог. В диалоге всегда есть ожидание чуда.

Пространство СМИ создает новую возможность для межхристианского общения. Такое общение может быть направлено к единству, а значит – возникает экуменическая проблематика. Пространство СМИ демократично, диалогично, открыто, не боится вопросов. Таким образом, открываются новые возможности на пути к христианскому единству. Проанализировав природу Церкви и СМИ, мы видим как возможность диалога между конфессиями, так и возможность конфронтации. Разжигание конфликта, межконфессиональной разобщенности в программах, на страницах печатных СМИ. Документы, которые были приняты основными христианскими конфессиями-католиками на 2 Ватиканском Соборе «Об экуменизме», РПЦ «Об отношении к инославным» на Юбилейном соборе в 2000 году, а также главами протестантских конфессий «Социальная концепция протестантской церкви», открывают возможность к диалогу, но также ставят свои ограничения самодостаточности конфессий. Каждая религиозная группа стремится к использованию конфессиональных и светских СМИ в своих целях, не всегда миссионерских. Возможностью диалога могут быть вопросы социального, общественного служения христианских конфессий, даже миссионерские цели могут привести к разобщенности.