Мы - удивительная нация!

 
 
 
Епископ Сергей Николаев:
               Мы — удивительная нация!
(«Вечный зов», российская православная газета, http://vzov.ru/2002/11_12/article03.shtml)

Сергей Иванович Николаев — в христианских кругах личность известная. Он из тех, кто имеет авторитет, с чьим мнением считаются. Талантливый оратор, проповедник, Богом помазанный евангелист. А еще — Епископ, в течение четверти века уже возглавляющий евангельские церкви Северо-Западного региона России, ректор богословской Академии, пастор церкви «Дом Евангелия». На богослужениях, которые он проводит, храм наполнен людьми. Люди исцеляются и… плачут.

Недаром кто-то заметил: «Удел Сергея Ивановича — доводить людей до слез». Каких слез? Слез блаженных, покаянных…
 
ЖИЗНЬ ТЕРЯЛА СМЫСЛ…
— Насколько мне известно, Вы — первый доктор богословия среди русских протестантов. И в прошлом были связаны с музыкой. Расскажите, пожалуйста, о себе…
— Я из верующей семьи, семьи потомственных служителей. Мой дед долгое время был служителем, и отец служил в церкви почти 50 лет. Учился: школа, техникум, затем Ленинградская консерватория… Я пришел к Богу с осознанием того, что жизнь как-то теряет смысл. У меня было много друзей, интересная работа в хорошем коллективе, приличная зарплата. Казалось бы, какие проблемы?
 
Я пошел к Богу не столько, может быть, чтобы пасть в объятья, как неудачник, нуждающийся в утешении, а скорее чтобы найти у Него ответы и открыть путь, ведущий к чему-то… ну, к чему-то высшему…
 
— Ваши родители служили в баптистской церкви, но Вы, насколько я знаю, организовав новую церковь, отказались от слова «баптист». Почему?
— Это не совсем так. Я ни от чего не отказывался. Дело в том, что я никогда в баптистской церкви не состоял. Была церковь Евангельских христиан-баптистов, эта церковь произошла от слияния двух союзов, Евангельских Христиан и Баптистов, в один.
 
По поводу того, как эти союзы сливались и кто их сливал — мы говорить не будем. Но мой отец — из евангельских, мой дед — из евангельских (он начинал труд в Лесновской церкви Ивана Степановича Проханова еще в 1915 году!). Человек имеет право быть самим собой. Почему же я не могу назваться тем, кем я себя считаю?
 
— Хорошо, а церковь «Дом Евангелия» на каком учении основана?
— Церковь «Дом Евангелия», которую мы организовали в 1988 году — основана на вероучении евангельских христиан. А потом, это слово «баптист» — не русское, часто непонятное. А мы живем среди русского народа и служим россиянам.
 
ВРАЧИ ПРИГОВОРИЛИ МЕНЯ К СМЕРТИ
— Скажите, а Вы — счастливый человек?
— Я очень счастливый человек. У меня прекрасная жена, чудесные дети, любимое дело в жизни — служение Богу и людям!
 
— Я спрашиваю потому, что наверняка, придя к Богу, Вы ощутили подъем в своей жизни и духовное обновление, но я знаю, что у Вас были и большие испытания. Скажем, в Норвегии Вы попали в катастрофу. Расскажите, что там произошло?
— Это случилось в 1988 году, в год празднования 1000-летия крещения Руси. Шла перестройка. Я тогда представлял наш союз в Конференции Европейских Церквей и работал с нынешним Патриархом Алексием. Он был президентом этой Конференции, а я — членом ее Совещательного комитета. Мы вместе ездили, общались, молились. Было бурное время: церкви умножались, миссии открывались, народ шел к Богу. И вот в городе Малага (Испания) должно было состояться очередное заседание Президиума и Совещательного комитета КЕЦ.
 
Я вылетел туда, но через Норвегию, потому что мой друг, евангелист Арил Эдвардсен, пригласил меня там проповедовать. И вот эта нелепая авария… Сегодня, когда я смотрю фотографии, мне становится жутко: молодой человек под 40 лет, разорванный на 17 кусков, чудом склеенный.
 
Весь — на шарнирах. Я взывал тогда к Богу: «Господи, что же это такое, как это понять? Если я согрешил — Ты мне покажи в чем! Но нельзя же так!» И еще я сказал: «Господи, если Ты мне не скажешь причину, я просто уйду из жизни: я знаю, куда вот эта трубка идет, я ее выдерну спокойно, и — все…»
 
— Неужели такие мысли были?
— Были такие мысли. Боль была нестерпимая, и я находился в отчаянном состоянии. Я лежал на больничной койке смертников… Ко мне приходили какие-то люди, фотографировали меня. Уже потом, спустя некоторое время, врач мне сказал: «Сергей, это так положено, ты не сегодня — завтра должен был преставиться, поэтому для семьи, для родственников оставляли архив».
 
— Надо же… И что сделал в такой ситуации Бог?
— Дальше произошло следующее. Арил Эдвардсен летит из Америки к своей дочери, и Бог ему говорит: «Сейчас ты прилетишь, и дочка тебе что-то сообщит. Ты ни о чем ее не спрашивай, делай то, что она тебе скажет…»
 
А я Господу условие поставил: если до 12 часов дня мне не будет дан ответ, это будет означать для меня свободу действий. И вот он прилетает в Малагу, в 8 утра. Дочь ему говорит: «Папа, Сергей разбился, ты не можешь оставаться в Малаге. Ты должен ехать немедленно, вот билет».
 
Он садится в самолет, летит, и ему Господь говорит, что он должен мне сказать. А я лежу и отсчитываю часы. Я вам скажу: это тяжелая борьба. Ведь сказав «А», придется говорить и «Б», иначе ты — несостоятельный человек. И вот где-то без четверти 12 открывается дверь, Арил Эдвардсен стоит (мне показалось, что это Ангел явился) и говорит мне дословно следующее: «Ты спрашиваешь Бога: почему? Бог готовит тебя к новому дню в твоем служении». И я отключился на трое суток. И когда пришел в себя, совершенно по-другому осмыслил и эту палату, и свое состояние, и начал слушать, что Бог говорит.
 
СЕ, ТВОРЮ ВСЕ НОВОЕ!
— И что же Бог Вам сказал?
— Господь говорил удивительные вещи, в которые тогда трудно было поверить. Скажем, о христианском радио, о телевидении, о христианской прессе, о семинарии, о церкви совершенно новой формы, которая не будет конфессионально завязана — двери ее должны быть открыты для всех.
 
«И сколько бы ни пришли, сколько бы ни ушли — это не твоего ума дело». Вот о том «сколько бы ни пришли» я хорошо помнил, а вторую часть запамятовал было, а потом просматривал свои записи, а там… «и сколько бы ни ушли»!
 
Удивительно то, что Бог делал церковь «Дом Евангелия» — совершенно другой по формату. И сегодня то, что и церковь, и Богословская академия, и Миссия наша существуют — это все результат того разговора с Богом.
 
— То есть для Вас было благо — то, что произошло?
— Я думаю, что это было не просто благо, это стало для меня переходом в новое измерение. Я по-новому ощутил Божью заботу о мире, потому что Бог делал акценты там, где я и не думал ставить акценты. Господь говорил: «Придут вот такие и такие люди, и ты должен их принять такими, как они есть, не задавая вопросов, и с ними молиться, и им помочь», и… т. д. и т. п.
 
Я Богу задавал много вопросов, даже возражал в чем-то, но на сердце был покой. Возникшая впоследствии церковь «Дом Евангелия» стала вехой в истории русского евангельского движения. По этой модели открылись десятки церквей в России и бывшем Союзе.
 
И сегодня, когда я возвращаюсь в памяти к этой «норвежской странице», я вижу, что, конечно, это было большое благословение. Кстати, когда в Малаге собралась Конференция Европейских Церквей и там узнали о моей трагедии, друзья мне присылали письма с тысячами подписей со всего света.
 
Я с особым чувством благодарности храню открытку тогда еще Митрополита Алексия, нынешнего Патриарха, который написал мне такие слова: «Дорогой Сергей Иванович, многие придут и скажут, что это — поэтому и поэтому, — не верьте никому! Бог готовит Вас к великому служению!» Это было большой поддержкой для меня.
 
НАВЕРНОЕ, ЭТО БЫЛ АНГЕЛ…
— Скажите, а много ли было чудес в Вашей жизни — кроме этого «норвежского» чуда?
— Чудес было немало, и вот одно из них. Однажды, в начале 80-х годов, я должен был лететь в Москву — там готовилась какая-то конференция, и я вез важные документы. Так получилось, что я опаздывал на самолет. И вот в аэропорту Пулково я подбегаю к стойке и узнаю, что регистрация закончилась.
 
Я подаю билет и говорю: «У меня ничего нет, кроме портфельчика, помогите!» У тетеньки было такое доброе лицо… Но — увы! — более непреклонного человека я не встречал. Она сказала: «Нет, вы не полетите». Я говорю: «Подождите, у меня нет багажа, мне только спуститься — три ступеньки и все».
 
Она говорит: «Регистрация закончилась, все!» — «Так самолет-то еще не улетел!» Она мне, в конце концов, резко сказала: «Отойдите отсюда, вы не полетите, и больше мы разговаривать не будем».
 
Я огорчился, говорю: «Как вас зовут? Я буду жаловаться». Она назвала свое имя. И я, удрученный, пошел на следующий рейс.
 
Вдруг, в Москве, нас сажают не в Шереметьево, а не то во Внуково, не то в Домодедово. Все недовольны: в чем дело? А когда мы приземлились, нам говорят, что самолет, на котором я должен был лететь, — не долетел.
 
Я спустя неделю вплоть до начальника отдела кадров дошел: «Дайте мне этого человека — поговорить, спасибо сказать». И как я ни пытался обрисовывать эту женщину, мне сказали: «У нас таких сотрудников нет».
 
— Ангел…
— Я как раз так сегодня и понимаю, что это был Ангел Божий, и, по всей видимости, тогда у сатаны были одни планы, а у Бога — совсем другие.
 
В АМЕРИКЕ ПРОБЛЕМ БОЛЬШЕ
— Сергей Иванович, Вы живете как бы в двух мирах: в России, где у Вас церковь, Академия, и в Америке, где много трудитесь. Вот что Вы ощущаете, когда из России приезжаете в Америку, и наоборот — когда из Америки приезжаете в Россию?
— Моя жена имеет лучшую, что называется, мою географическую ориентацию, она говорит: «Ты живешь в самолете». Это правда. Почему? Потому что оценка всего происходящего в самолете происходит.
 
Что в той среде, что в этой — те же самые проблемы. Только чуть-чуть по-разному называются и по-разному воспринимается их глубина. Вообще там, в Америке, проблем значительно больше, чем у нас в России, там полутонов больше. В России основные цвета сведены к четкой грани: красное, зеленое, синее… А там есть еще — красненький, розовенький, бледно-желтенький и прочее.
 
— Хорошо, а вот тенденция какая? Одни говорят, что Америка, Запад постепенно откатываются от Бога, а Россия, хоть и с трудом, к Нему приближается. Вы с этим согласны?
— Для западного мира Бог — это настолько же реальный и естественный атрибут жизни, как вода, воздух или еще что-то. Но многие там, несмотря на свободу, до сих пор не определили свое личное отношение к этому реально существующему в их жизни Богу.
 
В России все по-другому: в течение жизни нескольких поколений мы были искусственно изолированы от Бога и веры. У русского человека Бог был отнят!
 
Когда в Америке произошла трагедия 11 сентября прошлого года, а я как раз был там, то все «повалили», не побежали даже, а именно «повалили» в церкви! Храмы «лопались» в буквальном смысле от наплыва людей, понимаете?
 
Полиция вынуждена была останавливать всех желающих попасть в храм, боясь давки и возможного несчастья. Люди склонялись на колени на улицах, в парках, на площадях. Они с детства научены, где и у Кого искать ответа и помощи в день бедствия.
 
Я думаю, что и у нас сегодня аналогичная переориентация ценностей к Богу тоже начинается. Люди осознают нужду в храме, ждут слова священника, пастора… Они еще не научены — это процесс.
 
Для этого годы нужны. Но я вижу, что люди в России духовно жаждут! Я недавно в Казанский собор зашел. Шло богослужение, служил Владыка Владимир, наш Митрополит. Люди приходили, уходили, в должном виде и не совсем, — я смотрел на людей и на их глаза, пытался понять их душу.
 
Ощущалось желание к чему-то прикоснуться, к какому-то святому, таинственному. Вот зашла в церковь девочка, в одеянии, скажем, не весьма церковном, — и вся обмерла. Я удивился, что бабушки на нее не цыкали.
 
Она стояла какое-то время в оцепенении, вбирая все, что душа способна была вместить. А потом ушла вместе с друзьями. И я видел, как люди выходили на паперть храма, простите, — слегка обалдевшие, понимаете?
 
Они ушли из Храма другими, чем зашли в него. Слава Богу! Мне бы хотелось, чтобы там больше и понятнее звучала проповедь Слова Божия, чтобы люди наученные уходили. Но, возможно, не все сразу…
 
Дал бы Бог, чтобы дорога к храму была забита потоками людей. К какому храму? Скажу Вам откровенно: к любому! Если человек, зайдя в православный храм, встретится там со Христом, или если в протестантской церкви встретится со Христом, или в католической, — я благодарен Господу! Это не означает, что я изменил свою веру и толерантно отношусь ко всему, приемля все и вся. Конечно же, нет! Я «абсолютно» отношусь только к Богу.
 
Но когда Бог привлекает к Себе человека, то где Он его привлекает и как — это Божие суверенное право, это Его промысел!
 
ВО ХРИСТЕ ИЛИ В КОНФЕССИИ?
— Сергей Иванович, к нам в редакцию приходят письма, в которых звучит много критики в адрес какой-либо церкви или деноминации. Особенно достается православным (кстати, от протестантов): дескать, там, в Православной Церкви, сплошь идолопоклонники, они там, мол, такие-сякие, все делают не так, как нужно, а вот мы, евангельские христиане, живем исключительно по Библии. Вы что скажете?
— Ну, во-первых, у протестантов в природе заложено против чего-нибудь попротестовать. А если серьезно — дело в том, что каждый человек должен осознать, кто он есть. До того, как человек осознает, кто он, ему очень сложно понять других.
 
Следует осознать: в ком я существую — в Боге или в конфессии? Быть ревностным христианином своей церкви или конфессии — совершенно не означает иметь право на то, чтобы шельмовать другого, возмущаться и обвинять.
 
У нас нередко суть и форма переплетены, а отсюда — неприязнь. Мы не отягощаем себя желанием понять друг друга. Возможно, кому-то удобно так, а другому — этак. Давайте отличать главное от второстепенного!
 
Есть первостепенное, а есть и второстепенное. Блаженный Августин однажды эту формулу вывел: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — ЛЮБОВЬ!» Сколько еще можно раздирать Тело Христа?!
 
Христос однажды умер за всех: за православных, за католиков, за протестантов; за всех людей — за грешников, за недостойных, за правильных, за неправильных, чтобы всем даровать спасение и жизнь вечную! Вот это — ГЛАВНОЕ! А дальше, во второстепенном, — свобода!
 
И если я уже со Христом и во Христе, по большому счету, на какой скамейке я сижу и на какой остановке выхожу — роли не играет, главное, что я со Христом. И тот Христос, Который во мне живет, Он меня утверждает в Истине и сохраняет в Царствии Своем Духом Святым.
 
— Скажите, а в Вашей семье вот таких «конфессиональных» споров не бывает?
— У меня в семье четверо сыновей, взрослые уже, и все они по-своему, не всегда одинаково, воспринимают христианство.
 
Вот Илья, например, ему 27, он такой живой и рациональный по жизни, он не мистик никакой, каким в большей мере является Филипп, мой младший. Он иногда заходит в православную церковь, хотя стал членом протестантской общины.
 
И когда он туда приходит, что-то происходит с ним. Я его много раз спрашивал: что тебя притягивает? Он напомнил мне интересную историю. Когда ему было четыре года, мы его в Одессе потеряли.
 
Гуляли с друзьями по городу, посетили церковь в центре, на Пушкинской, и пошли в ЦУМ. Вдруг я увидел, что его с нами нет. Представляете, в чужом городе, мальчику четыре года? Мы обежали весь универмаг — нигде нет. Я побежал в церковь, где мы только что были.
 
Захожу и вижу: распятие Христа — и Илюша стоит перед ним в исступлении каком-то. Четыре года ребенку, по щекам как горох слезы катятся, я его обнимаю, а он мне продолжает задавать один и тот же вопрос: «За что они Его так, за что? Кто они? За что так? Кто они?»
 
И вот он мне говорит сегодня, двадцать с лишним лет спустя: «Папа, я не могу избавиться от этого детского переживания, и всякий раз, когда я в этой атмосфере православной церкви оказываюсь, что-то во мне происходит, и я не могу этого объяснить, этого особого какого-то Богоприсутствия в себе».
 
Могу ли я, Епископ евангельской церкви, не согласиться с его духовным опытом? И вот к какому выводу я пришел: человеку дорого до гробовой доски его первое восприятие Христа. И где человек с Ним встретился, где он ощутил вот это святое Богоявление в себе, его туда тянет. Мы должны с этим считаться и даровать людям возможность выбора.
 

 

А формы — они меняются со временем. Меняется многое и в традиционном Православии, — меняется даже в связи со взглядами лидеров. Что касается меня, то я могу точно так же помолиться и в православном храме, как молюсь в своем.
ПРОТЕСТАНТИЗМ НЕ ПРИХОДИЛ С ЗАПАДА
— Многие в нашей стране воспринимают протестантов как чужестранцев, космополитов, особенно интеллигенция. Говорят, что, мол, это чуждо нам, потому что форма сама — привнесена, там, мол, все приземленно и рационально. Хорошо… но не наше!
— Дело в том, что духовный поиск с точки зрения духовных идей в глубинах Православия существовал давным-давно, еще до того, как появилось само евангельское движение.
 
В среде Православия тоже были свои «реформаторы»: и стригольники, и жидовствующие, и нестяжатели, и никоновцы, и духоборы, и многие-многие другие. Процесс шел…
 
Когда Библия стала доступна народу, — по Высочайшему Указу императора Александра I было учреждено Всероссийское Библейское общество и напечатана Библия на русском языке, — люди стали читать Священное Писание.
 
Неграмотные читать не могли, — Библию стала читать интеллигенция. Поэтому в их кругах — интеллигенции и аристократии — забродили идеи с новой силой. Люди хотели знать и понимать библейскую Истину и не всегда находили в существующей Церкви должный на свой поиск ответ.
 
А лорд Рэдсток, приехавший в Россию по приглашению княгини Гагариной и Чертковой, вовсе и не приносил какой-то «новой» веры своей. Его пригласили аристократы российской столицы для того, чтобы он объяснил им на понятном и доступном языке, как называется то, о чем они думали и чем интересовались во свете прочитанной Библии.
 
Идеи-то не с приездом лорда Рэдстока приехали. Идеи в недрах православного общества зрели, причем и в кругах высоких — аристократических, и в среде простолюдия. Рэдсток лишь ответил на многие духовные вопросы, мучившие людей в поисках Истины.
 
Но и старцы в монастырях и пустынях об этом говорили, только не всегда их слышали и слушали… А ищущие люди Слово Божие приняли, осмыслили и стали по нему жить. Никто из них не собирался покидать Православную Церковь, ни один.
 
Имея свои евангельские собрания, они причащались в Православной Церкви. И вряд ли бы они ее покинули, если бы их на то не вынудили, когда гвардейский полковник Пашков был поставлен перед выбором, поддержав религиозные права «штундистов» на юге Украины.
 
Поэтому я рассматриваю евангельское движение, как родившуюся и незаметно прошедшую в каком-то сегменте русской Церкви тихую «де-факто» реформацию. И эта реформация совершенно не была агрессивной по духу.
 
Если Лютеру нужно было отстаивать истину, искаженную папским господством Римской Церкви, то здесь в России совершенно другой уклад Церкви был. Люди жили в своем, в русском обществе, в этом «каноническом» пространстве, и мыслили другими категориями.
 
Русский язык был полон библейских выражений. Это была вера в житии. Интеллигенция эту веру осмысляла, но до конца рассказать о ней не смогла. И потом, опять-таки, перипетии судьбы государства Российского — одна революция, вторая, мировая война, большевистский переворот… и т. д.
 
Здесь, возможно, и не нужны были радикальные изменения. Нужно было просто вернуться к истокам христианства и, отбросив мишуру и формальные церковные нагромождения, принять Истину в простоте.Что по милости Божией и случилось.
 
ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ — это не западный протестантизм, это российский духовный феномен. Это синтез святоотеческого богомыслия и духовного поиска с элементами протестантского богословия. Вот этот продукт и ответил на духовные чаяния людей тогда, отвечает и сегодня!
 
Я глубоко уважаю Мартина Лютера и Жана Кальвина, восхищаюсь богословской последовательностью их мысли, но мне одинаково дороги — жизненный подвиг Сергия Радонежского, творчество Павла Флоренского, Николая Бердяева, Владимира Соловьева.
 
Очень близок Нил Сорский с его идеями миссионерского просветительства. И скажу откровенно — нередко отмечаю для себя, что русское духовное наследие по естеству своему ближе и понятнее.
 
— Ну, это же свои, наши люди…
— Свои люди — наверное, правильно. И поэтому я никоим образом не могу представить евангельское движение в России, вне своей российской среды обретенное. Его просто бы не было — евангельского христианства в России — если бы не было той среды, в которой оно смогло созреть и выкристаллизоваться…
 
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ РУССКАЯ ДУША…
— Сергей Иванович, а Вы патриот своей Родины?
— Патриот. И очень даже. Я был почти в 70-ти странах, но Россия — это мое! Вот Вы верите или нет, я все люблю в этой стране, ВСЕ! Меня здесь шокирует и возмущает многое в жизни, в укладе, грязь на улице, но все какое-то… родное.
 
Я понимаю, что у нас еще многого нет, но потенциал этого народа — он необыкновенный. И русские люди по сути своей — это удивительные люди, второй такой нации (столь доброй), наверное, не найти. Это последнее время какие-то у нас странности, какая-то агрессия появилась.
 
А вообще-то, вспомните жизнь — мы и поругаться-то по-настоящему не могли. Вот на Западе, если уж поругались, то это навеки… Монтекки и Капулетти… А у нас родители ругаются, а дети дружат. Или наоборот: дети на штыках, а родители чай пьют. Это удивительно добрые люди, это непостижимая душа!
 
Исторически сложилось так, что ее все время закаляли в каком-то негативизме. Слой за слоем какого-то ожесточения… Но когда копнешь, когда разглядишь хорошенечко… там много доброты.
 
Мне приходилось встречаться с людьми, которые говорили мне: «Я сейчас тебе храм подожгу, тебя самого убью…» А поговоришь с этим человеком по-человечески, с любовью: вот он только что хотел тебя живым закопать, и вдруг отвечает тем же самым, повинится и расплачется. Это не вопрос сантимента какого-то, нет — просто вот душа такая!
 
— Это дар Божий, наверное?
— Это дар Божий. Люди выстрадали много, и у них не было никакой другой надежды, кроме Бога, в Которого они даже и верить-то толком не научились. Говорят: вот там иконы (наши протестанты говорят), вот поклоняются там идолам. А я вхожу в храм и вижу: какие это идолы (?), это же ликбез (!), это воскресная школа в картинках!
 
Когда вы по храму-то пройдете, фрески все эти увидите — это же Библия для не умеющих читать. Люди читать, писать не умели, им сказали: «Вот это Бог — Ему молись; это Богородица — Ее почитай; вот — Николай Угодник, он хорошо жизнь прожил, людям помогал».
 
Человек так вот просто и воспринимал, как учили. Думает: другим святые помогали, — может, и мне тоже помогут? «Богородица, Святой Николай, помолитесь Богу за меня». В простоте, с верою… и Бог отвечал! Я вот зашел однажды в храм Спаса-на-Крови и не мог оттуда выйти, понимаете?
 
— Это чудо вообще!
— Я раз обошел, и второй раз. Там женщина служащая ко мне подошла, видно, я сомнения уже начал вызывать. Я говорю: «Я, с вашего позволения, еще похожу». Она говорит: «Вы уже здесь два часа ходите».
 
Я смотрел на картины, смотрел под разным ракурсом на эти фрески, на мозаику. У меня душа пела, понимаете? Наверное, каждый видит то, что хочет. А наш народ был воспитан в том, чему его научили. И у него, кроме этого Бога, Которого ему дали, а потом отняли, ближе-то никого и не было. И вот в этой среде он рос, и жил, и служил…
 
И, наверное, когда ему сегодня говорят, что у тебя и тот может быть ближним, и ближний — быть дальним, у него какой-то хаос начинается в голове. И он в ужасе говорит: «Лучше вы очертите мне мое, чтобы я знал, что есть что и кто есть кто. Тогда я буду знать, и не сбиваться по жизни… чтобы не было недопониманий…»
 
Мы в религиозной сфере еще достаточно архаичны. И сегодня в том же самом Православии необходимость в реформации некоторых форм существует. И священники, и иерархи это понимают, но опять-таки — внести что-то новое боятся: а вдруг опять будет будоражить людскую голову-то? Ну, сколько можно экспериментов ставить на душах людских?
 
А с другой стороны — мы сегодня имеем свободу от Господа, каждый может найти Бога и служить Ему в той церкви, где ему хорошо. Я, как пастор своей церкви, хотел бы, чтобы все пришли в «Дом Евангелия», чтобы все были в евангельских церквах.
 
Но, когда такие мысли приходят, я спрашиваю себя: «А сможешь ли ты удовлетворить ВСЕ духовные потребности людей, которые к тебе придут?» И прихожу к выводу: нет, не смогу. Ну, а если я не смогу, что нуждающемуся человеку-то делать?
 
Слава Богу, моя церковь не единственная — есть другие церкви! Пускай идет туда, где ему помогут и подскажут, как познать Истину. Только бы в отношениях меж собой Церкви нашли бы место в сердцах друг друга и научились благословлять друг друга, а не поносить.
ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА
— Скажите Ваш прогноз в отношении будущего России, того, что с нами будет дальше.
— Я думаю, что мы еще увидим последний большущий всплеск пробуждения. Священнослужители, пасторы, прихожане, весь народ осознает, что, в общем-то, мы говорим одно и то же, ощущаем то же самое, даже действуем похоже — только терминология у нас различная в связи с историей, культурой, традициями.
 
Церкви потянутся друг ко другу ради служения ближнему, и тогда Бог изольет такой обильный дождь благословения на всех! Я глубоко убежден — этот дождь обязательно будет.
 
— Ваши убеждения на чем-то основываются?
— Конечно. Я смотрю, как сегодня Дух Святой меняет людей, меняет священнослужителей. Мы многому уже научились и продолжаем учиться друг у друга. Это хорошо!
 
Уже немало взаимно скрепляющих связей сформировано: радио «Теос», христианское телевидение, пресса, Богословская Семинария… Все это НАШЕ, для общего блага!
 
Пускай еще нет полного согласия во всем, пусть есть некоторые разномыслия, — это ведь не плохо вовсе! Но совершенно очевидно то, что начинает доминировать главное — желание дружить и быть в общении друг с другом.
 
Ваша газета может иметь свою точку зрения на что-либо, и кто-то с ней не согласен; или кому-нибудь не совсем нравятся мои проповеди, а еще кому-то — та или иная музыка или идея, высказанная на радио «Теос».
 
Это естественно и нормально! Однако, все же, наша ОБЩАЯ ВЕРА перемалывает нас в направлении самого главного: нашего отношения друг ко другу во свете живущего в нас Христа. Единство в разнообразии — вот о чем, я верю, молился Христос!
 
Ну, а с точки зрения исторической реальности, мир движется к своему эсхатологическому концу, и в Библии достаточно ясно прописано: что, где, откуда и куда… И в это время нашей истории все христиане призваны дать людям надежду и сделать жизнь вокруг — лучше, а человека — счастливым. Во Христе это реальность!
 
Вел беседу Сергей Романов
Фото: А. Цветкова
 
Спаси вас Господи!
Источник: http://vzov.ru/2002/11_12/article03.shtml